Брутализм и Хай-Тек
В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – брутализм (от англ. ‘brutal’ – грубый). В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс.
Очень распространенным стилем последних десятилетий XX века стал хай-тек (high-tech). Это стиль высоких технологий, своего рода противоположность брутализма. Брутализм можно с достаточной точностью назвать лоу-теком (low-tech), стилизацией низких технологий. В отличие от него, хай-тек крайне аккуратен, изыскан и утончен. Он прежде всего ассоциируется с обилием стекла в сочетании с металлическими конструкциями. В архитектурную композицию зданий хай-тек активно включает элементы их инженерного оборудования: воздуховоды, трубопроводы, вентиляционные шахты.
Облик хай-тековского здания приобретает «технотронный» вид за счет использования различного рода аксессуаров. Излюбленный металл этого стиля – алюминий. В оформлении интерьеров его нередко используют в сочетании с деревом. (См. раздел. Хай-тек в живописи и Хай-тек, минимализм и техно в интерьере)
интерьр в стиле Эклектика, фото: www.wm-painting.ru
Английский стиль
Английский стиль экстерьера поддерживается кирпичными стенами без декора, которые могут быть заменены теплосберегающими термопанелями под кирпич. Среди декоративных элементов в этом стиле используются украшенные объемной резьбой массивные дубовые двери.
Визуализация экстерьера дома в английском стиле.
Разновидность викторианского стиля экстерьера — стиль королевы Анны -формируется с помощью сложных фасадов, созданных из объемов разной формы, а также резного декора. Этот стиль особенно популярен в Америке, странах Британского содружества: Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Сложные орнаменты резьбы, украшающей викторианские дома, сейчас могут быть созданы при помощи деревокомпозита — материала, имитирующего натуральное дерево.
Разновидность викторианского стиля экстерьера — стиль королевы Анны -формируется с помощью сложных фасадов, созданных из объемов разной формы, а также резного декора. Этот стиль особенно популярен в Америке, странах Британского содружества: Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Сложные орнаменты резьбы, украшающей викторианские дома, сейчас могут быть созданы при помощи деревокомпозита — материала, имитирующего натуральное дерево.
Стиль Тюдор, который часто встречается в Англии — дома каркасной конструкции с перекрестьями брусьев на фасаде, может быть решен в городском и сельском варианте. Этот стиль экстерьера поддерживается высокими двускатными кровлями или крышами, крытыми соломой.
Фасадный декор
Сегодняшние здания имеют минимум украшений. Красивые дома теперь строят владельцы загородной недвижимости. Частные коттеджи впечатляют разнообразием форм и украшениями.
Фасадный декор — неконструктивная часть. Это украшения, делающие строение уникальным. Они стилизуют, подчёркивают статус владельца, демонстрируют мастерство дизайнера. Фасады делятся по назначению:
Как правило, больше всего архитектурных элементов на главном фасаде
Элементы декора зданий
По назначению оформляющие элементы подразделяются на две группы.
- Активный декор — основан на форме и конструкции постройки. Соответствует назначению и габаритам.
- Пассивный декор — предназначен исключительно для украшения облика, не связан с членением, формой.
Для создания гармоничного облика фасада требуется базовые знания о названиях и назначении архитектурных украшений. Детали применяются на окнах, прогонах стен. Ими выделяют горизонталь крыши, углы дома, межэтажное пространство.
Расположение и название элементов
Членение фасада декором подразумевает вертикаль и горизонталь:
- К вертикальным членениям относятся пилоны, колонны, лопатки, столбы, опоры, пилястры, кариатиды.
- К горизонтальным — сандрик, карниз, цоколь, парапет, пояс, фриз, архитрав.
В смешенном виде декоративные объекты используются в эркере, портале, балконах, портиках, колоннадах, на фронтонах, оконных и дверных проёмах. Многие их них повторяются, создают ритм. Пропорции логично соотносятся с габаритами здания, подразделяются по высоте, ширине, длине.
Современные дома украшают: руст, карниз, консоль, балюстрада
Рассмотрим основные фасадные фрагменты. В таблице показаны объекты, применяющиеся в наше время:
Название, фото | Характеристики | Расположение |
Прямоугольные плитки/накладки, известные под названием «бассаж».
Обычно используют в чередовании двух размеров, с соблюдением отступов.
Углы стен, голая внешняя часть стены.
Выступающая деталь на фасаде здания, тянущаяся вдоль всего горизонта стены.
Под крышей, между этажами, над цоколем.
Обрамление некоторых предметов. Состоит из прямоугольных форм. Могут заглубляться или выдвигаться.
Декорирующие элементы стен. Размещаются вокруг розеток.
Иногда входят в состав украшений.
Состоит из фигурно сделанных столбиков.
Связываются колоннами. Сверху накрываются перилами.
Ограждение для террасных парапетов, лестничных прогонов, балконов.
Карниз с фронтоном, чаще прямоугольной формы.
Снабжается декоративной отделкой (лепнина, узоры).
Над окном, дверным проёмом, нишей.
Предназначен для прикрытия окон от дождя.
Декоративный фрагмент клиновидной формы.
Вносит симметрию в оформление. Включается в обрамление арок, карнизов.
Входит в состав сандрика.
Тип опоры, поддерживающей выступающие элементы фасада. Обычно исполняется в виде балки.
Монтируется под карнизами, окнами, балконами. Могут выступать самостоятельными декорирующими фрагментами.
Фасадная колонна
Самый массивный архитектурная деталь — это колонна. Используется в качестве украшения или несущей опоры. Входит в конструктивные фрагменты здания. Представляет прочный столб любой формы. Условно делится на три части:
Фото | Описание |
База Основание называется базой. В большинстве случаев её диаметр отличается от основной части — имеет утолщение. База должна быть мощной и выдерживать массу самой колонны и нагрузку деталей здания. | |
Ствол Самая значительная часть колонны, её часто называют «тело». Бывает рельефным, гладким, с вертикальными желобами и горизонтальными декоративными линиями. При любом сечении заужена кверху. | |
Капитель Верхняя часть колоны называется капителью. Она всегда выделяется массивностью — превосходит габариты базы. Выполняет функцию распределения нагрузки. Украшается лепниной, консолями и прочим декором. Считается самой красивой частью. |
Технический рисунок фасадной колонны
Подвиды колонн:
- Пилястра — не предназначена для нагрузок, только украшает. По устройству схожа с колонной, входит в плоскость стены. Бывают округлые, квадратные, пучкообразные, прямоугольные.
- Полуколонна — имеет вид квадратного/круглого столба. Выходит, за плоскость здания, на 50–75% своего объёма. Это чисто декоративный объект — не несёт нагрузок. Ставится для украшения дверных проёмов, прогонов стен.
Изменение фасада старинных сооружений
Кардинально менять экстерьер дома, который был построен в довоенный период, вряд ли кто-то разрешит. Так же, как построить что-либо в современном стиле рядом возле старинных архитектурных достопримечательностей. В европейских странах это строго запрещено. Поэтому в любом нормальном городе, который дорожит своей историей, комитет по архитектуре и градостроительству этот проект не одобрит.
Но это не значит, что вам нельзя сделать реконструкцию старинного фасада здания. Обычно такие постройки украшены гипсовой лепниной, которую можно заменить на более легкую полиуретановую или на сделанную из пенопласта с цементно-клеевым покрытием и декоративным слоем акриловой краски. Старый лепной декор демонтируется, делается штукатурка и покраска, а затем крепится современная лепнина.
Декор архитектурных сооружений разных эпох
Под декором понимается вся совокупность различных элементов, которые используются при оформлении здания как его фасадной внешней стороны, так и интерьера комнат.
Яркими примерами декора могут быть высеченные на колоннах изображения или объемные фигуры, красочные узоры, другие подобные элементы.
Весь декор принято делить на два варианта:
- Активный декор. Служит не только для красоты, но и для связи сооружения и его оформления с окружающим миром, средой его нахождения и людьми вокруг. Декор активного типа связан с формой, размерами, назначением сооружения, а также его функцией и особенностями конструкции.
- Пассивный декор. Отличается тем, что никак не связан с перечисленными выше факторами и является только красивым оформлением, ценным само по себе.
Для каждой прошедшей эпохи характерен свой вариант декора. Он неразрывно связан с существовавшим тогда общим архитектурным стилем.
Распределение стилей по эпохам выглядит так:
- С 4 тысячелетия до н. э. и до 322 года н. э. действовал канонический стиль, где преобладали огромные размеры, прямые линии, грандиозные масштабы. Декор изображался в виде картин людей, животных, божеств, различных арок, бойниц и т. д. Все здесь внушало величие фараона или царя.
- С 8 века до н. э. и до 5 века н. э. в Древней Греции и Риме возник классический стиль. Здесь архитекторы обратились от бога к человеку, все начало оформляться относительно просто, но легко, изысканно и практично.
- 11 – 12 века характеризовал романский стиль и декор, что проявлялось в массивности, грузности, тяжести. При этом в декоре преобладали простые геометрические формы: овалы, круги, квадраты и кубы, призмы. Очень популярны были башни с бойницами и небольшими окнами.
- 13 – 14 век – готический стиль, который отличился легкостью, устремленностью к божественному и сверхъестественному. Основной большинства конструкций здесь стал каркас, имеющий крупные арки и проемы.
- В 9 – 17 веках процветал древне-русский стиль и декор, который воплотился главным образом в церквях и храмах, монастырях. Отличается праздничным внешним видом, нарядностью и в то же время величественной простотой.
- 13 – 17 века – Ренессанс. Славный период возрождения культуры, когда начала цениться не только красота, но и гармония, правильность геометрических форм и симметрия.
- В 17 веке развился Барокко – яркий и интересный стиль, неспокойный, быстро меняющийся, украшенный массой классических декоративных элементов. Здесь в качестве декора использовались скульптуры, лепнина, живопись и другие вещи.
- 17 – 19 век – эпоха Классицизма. Сохранились лучшие наработки прошлых веков, но все стало более простым, строгим, ясным. Сохранились приятные мягкие цвета, лаконичная отделка внутри и снаружи.
Были также и другие важнейшие стили и варианты декорирования, к примеру, уникальный Модерн 19 века, но перечислить их все не так просто.
Архитектурный декор для храмов и церквей
Церкви, монастыри и храмы традиционно оформляются особым образом, насыщенным символизмом.
Здесь популярны такие декоративные изделия:
- Сень. Красочный навес или балдахин, оборудованный на стене. Под ним обычно находится статуя или другой красивый элемент.
- Абсида. Этим термином обозначается алтарный объем в церкви. В более широком смысле – это некоторый полукруглый выступ, который примыкает к основному зданию.
- Наос. Центральная часть любой церкви или храма, где во время богослужений находятся пришедшие люди.
Церковная архитектура очень многообразна, так как развивается она тысячи лет, поэтому здесь можно увидеть очень много интересного.
Античность
Однако одним только грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Только их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до наших дней. Иногда о нем забывали, порой от него решительно отказывались, но оно снова и снова восставало из небытия. Чем же привлекало, чем так притягивало к себе искусство Греции? Изяществом и благородством форм, продуманностью и отточенностью всех деталей, уравновешенностью и спокойным величием. И вместе с тем – конструктивной простотой.
Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии. Впоследствии в Европе он станет незыблемым основанием классицизма
фото: mosarchinform.ru
Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.
Рим насаждает свою культуру среди покоренных им народов, не взирая на их национальные особенности. Но империи рушатся, а построенное ими становится памятником и примером для подражания. Рим пал под ударами варваров, его наследницей стала Византия… Закончилась целая эпоха – эпоха античности. Но античному искусству много веков спустя еще предстоит воскреснуть в эпоху Возрождения – для того, чтобы навечно остаться в истории и практике человечества. Дорический, ионический и коринфский стиль вы можете и сегодня увидеть на многих зданиях, и не только в Европе. Если вас привлекает античность, классицизм, перенесите их на ваш собственный дом.
( см. картины раздел Древний Рим, Греция, Египет )
см. подробнее: Архитектура Древней Греции
Дополнительная классификация
На сегодняшний день известно деление данного строительного материала на следующие типы:
- вентилируемые варианты;
- невентилируемые варианты.
Технология вентилируемых систем основана на формировании зазора для вентиляции, который располагается между стеной и фасадным материалом.
В зазоре начинает свободно циркулировать воздух, благодаря этому влага и сырость испаряются. А сам материал качественно защищает перекрытия помещений от всевозможных атмосферных воздействий.
Из чего состоит вентфасад
Данный вид должен состоять из трех слоев:
- Минеральный утеплитель ( он располагается изнутри.
- Воздушная прослойка (это средний слой).
- Облицовочная часть ( наружный слой). Чаще всего снаружи его покрывают керамической плиткой. Она аккуратно смотрится и имеет массу расцветок.
Невентилируемый фасад используется, когда у здания отсутствует наружное утепление. Если фасад необходимо установить на деревянное здание, то лучше использовать вентилируемую систему, так как деревянные стены сами по себе выделяют большое количество влаги. Если не избавляться от скопления влаги, то деревянный дом попросту начнет гнить.
Архитектурные элементы
Названия архитектурных элементов классического экстерьера:
- Балюстрада – декоративные перила на балконах, лестницах и террасах с фигурными столбиками – балясинами.
- Барельефы – выступающие фигурные лепные композиции растительной, анималистической, антропоидной тематики. Горельефы отличаются от барельефа тем, что по форме больше приближаются к объемной скульптуре.
- Русты или рустовые камни – выпуклые прямоугольные части облицовки, которые служат для рельефной кладки поверх основной отделки. Рустовая кладка по углам здания придает его виду массивности и упорядоченности.
- Консоль или кронштейн – фигурная опора для выступающих элементов экстерьера (балкона, подоконника, карниза), которая может быть любых размеров и форм, вплоть до объемной скульптуры.
- Карниз – выступающий горизонтальный элемент по периметру здания, визуально разделяющий его по этажам, вдоль линии перекрытий.
- Сандрики – декоративное оформление верхушки оконного проема.
- Колонна – столбы цилиндрической формы из бетона, дерева или камня, зачастую являющиеся опорами для крыши, арки, террасы на втором этажи.
Иногда используются просто для декора без нагрузки. Верхняя расширенная часть, которая может иметь красивую декоративное оформление, называется капителью.
Функционализм
Первым в строю современных архитектурных движений нужно поставить функционализм (в советской России у него было иное название – конструктивизм). Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека.
Функционализм распространился подобно модерну на весь предметный мир – на мебель, одежду и даже на книжную графику. Он объявил современное ему состояние архитектуры смертельной болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать «больше жилплощади за те же деньги».
Функционализм ставит человека в центр процесса проектирования. Однако, отнюдь не конкретную личность, а человека вообще, как некое биологическое и социальное существо. Функциональная составляющая зданий должна прежде всего определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы).
Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм, отказ от декорирования и стремление к минимальной обработке поверхностей. Очень сдержано функционализм относится и к введению цвета в архитектуру.
Функционализм – это движение за минимизацию буквально всего, что окружает человека – от фасадов до интерьеров и моделей одежды. Приверженцы функционализма были своего рода романтиками – простоты, пользы и свободы от наследия прошлого. Но, увы, отвергая обязательные нормативы классических архитектурных форм, функционализм приходит к созданию собственной весьма единообразной художественной формы. И рецепт этой формы предлагается (скорее даже навязывается) во всех случаях, независимо от диагноза. Круг замкнулся, и функционалисты оказались в той же ловушке, из которой сначала совершали побег.
Классицизм
Шло время, и постепенно барокко надоело человечеству. После века пышности и вычурности возникла потребность в чем-то более сдержанном, простом. На смену барокко пришел классицизм, который во второй половине XVIII столетия уже полностью доминировал. Бурно развивалась наука и промышленность. В Европе формировались сильные империи. Порядок, строгость, чувство меры, уравновешенность классицизма более подходят в государственных делах и лучше усваиваются всеми слоями общества, нежели чем проповедь чувственности и необузданных страстей барокко.
Архитектуре классицизма в целом присущи разумная логика планировки и рациональная геометрия объемной формы. Классицизм обращается к наследию античной архитектуры, творчески постигает и применяет ее законы, особенно закон симметрии. Однако лучшие архитекторы классицизма скорее цитируют, чем копируют античность.
Со временем классицизм перерождается в академическое искусство, начинает довлеть не только над архитектором, но и над заказчиком. Классицизм постепенно преображается в ампир, который стал конечной фазой его существования. Громоздкость и тяжеловесные формы ампира, а также появление новых направлений в архитектуре привели в конце концов к тому, что классицизм сошел с пьедестала. Но он еще вернется во второй половине XX века, будет творчески переосмыслен и, оказавшись включенным в современное искусство, станет вновь желанным для немалой части человечества. ( см. раздел Классицизм )
Исторические изменения
Декор экстерьера здания, его пропорции и формы проектируются в соответствии конкретного архитектурного стиля, при этом у каждого строения будет свой индивидуальный дизайн и соответственно – внешний вид.
Первые жилые постройки, созданные человеком были обтянуты шкурой мамонта и других диких животных – вот такой был в период палеолита «фасадный материала». Но уже в мезолите экстерьер своих жилищ делали из адоба, либо просто обмазывали глиной.
Во время античности произошел настоящий взлет в архитектуре. Строение приобрели изысканность, порядок, четкую форму. Архитектурные приемы, которые использовались в то время, нашли отклик в последующих стилях эпохи Возрождения, Барокко, Рококо и Классицизме.
Колонны с роскошными капителями, лепной барельеф, виньетки и фризы – все это было создано античными мастерами, а сейчас только повторяется с помощью современных материалов.
Пик расцвета фасадного декора приходится на период Барокко. Элементы экстерьера в эту эпоху отличались особой сложностью, часто использовались объемные барельефы с уймой мелких, хорошо проработанных деталей. Но в отличие от Готики, здания были с округленными формами.
Готичные же здания тянулись ввысь, а сам декор был хоть и сложным, но удручающим, ведь целью готической архитектуры было показать низость человека перед богом и неизбежную кару после смерти.
Модерн, появившийся в XIX веке, смог частично отойти от канонов античности. Фасад дома в стиле модерн был гораздо проще, но в то же время не лишен интересного декора – причудливых форм, растительного орнамента и витражей. Последующие направления все больше склонялись к простоте и лаконичности.
Фасады зданий современных стилей (хай-тек, минимализм, лофт) лишены особенного декора. В них весь акцент ставиться на отделочных материалах и их гладкой, лишенной излишеств, поверхности. В отличие от Романского стиля, где экстерьер был представлен грубым природным камнем, в современных направлениях царствует строгая геометрия и новейшие материалы – металлический сайдинг, пластиковый, деревокомпозитные панели, энергосберегающие стеклопакеты размером в стену.
На сегодня отделка фасада здания может быть выполнена в таких направлениях, как классика, постмодерн и современные течения — хай-тек, био-тек, эко-стиль, минимализм, конструктивизм и лофт. Все зависит от предпочтений заказчика, идей архитектора и разрешений горсовета касательно строительства новых объектов в конкретном районе и изменений экстерьера старинных зданий.
Общие задачи фасадного освещения
Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.
Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.
Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:
- улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
- повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.
Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.
Это интересно: Как выбрать электрощиток для квартиры — что надо знать
Арка
Конструкция, в которой камень выкладывается по дуге, соединяющей опоры стены, смыкаясь в верхней части. Центральный фрагмент имеет название замковый камень. Архитектурные элементы здания, представленные в виде арок, способны притягивать и гипнотизировать своим величеством. Многообразие форм обеспечивает безупречное вливание в любой стиль фасада. Основная классификация осуществляется за счёт формового разнообразия, связанного с этническим происхождением данного фрагмента. Наиболее популярными считаются следующие виды:
- Мавританские – внешне схожи с подковой, часто применяются при строительстве зданий, относящихся к архитектуре ислама.
- Полуциркульные – классический вид арки, имеющий очертания, более схожие со строгим геометрическим полукругом.
- Сложные стрельчатые – обычно используются в зданиях, имеющих отношение к православной архитектуре.
- Простые стрельчатые – применяются в западноевропейском готическом стиле и там, где это применимо.
Притмер акри из камняИсточник biysk-info.ru
История появления архитектурных элементов фасадов
Сложно точно определить год появления декоративных форм, украшающих фасады зданий. Так, например, в Риме с незапамятных времен, для украшения домов, зодчие использовали глазурованную керамическую плитку. А в Египте архитекторы предпочитали барельефы с изображением воинов, птиц, животных.
Старинный барельеф на одном из храмов
Грецию отличала всегда любовь к колоннам, на самом же фасадном полотне создатели наносили объемные рисунки богов, греческих воинов. Классический греческий дом богатого человека представлял собой прямоугольное здание с двумя колоннами перед входом.
Античное зодчество
Виченца, ратуша, фасады выстроены в 1549—1614 гг. по проекту А. Палладио в формах Ренессанса
Мюнхен. церковь св. Михаила
Альтенбург (округ Лейпциг), ратуша
С незапамятных времен применения архитектурного декорирования могли позволить себе только состоятельные люди, ведь длительность процесса, мастерство творцы и дороговизна материала обуславливала высокую цену на подобное искусство. Сейчас же, с возникновением и усовершенствованием современных технологий, процесс создания декоративных элементов значительно удешевился, что позволяет его использовать в массовом строительстве.
Сегодня фасад дома отделывается и украшается всевозможными материалами по цвету и стилю, что позволяет создавать поистине неповторимые дизайнерские решения.
Декор из стеклофибробетона
Богато украшенный фасад
Декор архитектурных сооружений разных эпох
Под декором понимается вся совокупность различных элементов, которые используются при оформлении здания как его фасадной внешней стороны, так и интерьера комнат.
Яркими примерами декора могут быть высеченные на колоннах изображения или объемные фигуры, красочные узоры, другие подобные элементы.
Весь декор принято делить на два варианта:
- Активный декор. Служит не только для красоты, но и для связи сооружения и его оформления с окружающим миром, средой его нахождения и людьми вокруг. Декор активного типа связан с формой, размерами, назначением сооружения, а также его функцией и особенностями конструкции.
- Пассивный декор. Отличается тем, что никак не связан с перечисленными выше факторами и является только красивым оформлением, ценным само по себе.
Для каждой прошедшей эпохи характерен свой вариант декора. Он неразрывно связан с существовавшим тогда общим архитектурным стилем.
Распределение стилей по эпохам выглядит так:
- С 4 тысячелетия до н. э. и до 322 года н. э. действовал канонический стиль, где преобладали огромные размеры, прямые линии, грандиозные масштабы. Декор изображался в виде картин людей, животных, божеств, различных арок, бойниц и т. д. Все здесь внушало величие фараона или царя.
- С 8 века до н. э. и до 5 века н. э. в Древней Греции и Риме возник классический стиль. Здесь архитекторы обратились от бога к человеку, все начало оформляться относительно просто, но легко, изысканно и практично.
- 11 – 12 века характеризовал романский стиль и декор, что проявлялось в массивности, грузности, тяжести. При этом в декоре преобладали простые геометрические формы: овалы, круги, квадраты и кубы, призмы. Очень популярны были башни с бойницами и небольшими окнами.
- 13 – 14 век – готический стиль, который отличился легкостью, устремленностью к божественному и сверхъестественному. Основной большинства конструкций здесь стал каркас, имеющий крупные арки и проемы.
- В 9 – 17 веках процветал древне-русский стиль и декор, который воплотился главным образом в церквях и храмах, монастырях. Отличается праздничным внешним видом, нарядностью и в то же время величественной простотой.
- 13 – 17 века – Ренессанс. Славный период возрождения культуры, когда начала цениться не только красота, но и гармония, правильность геометрических форм и симметрия.
- В 17 веке развился Барокко – яркий и интересный стиль, неспокойный, быстро меняющийся, украшенный массой классических декоративных элементов. Здесь в качестве декора использовались скульптуры, лепнина, живопись и другие вещи.
- 17 – 19 век – эпоха Классицизма. Сохранились лучшие наработки прошлых веков, но все стало более простым, строгим, ясным. Сохранились приятные мягкие цвета, лаконичная отделка внутри и снаружи.
Были также и другие важнейшие стили и варианты декорирования, к примеру, уникальный Модерн 19 века, но перечислить их все не так просто.
Колонна и составляющие
Колонны могут выполнять 2 функции: практичную (поддержание стен здания) и декоративную (украшение фасада). Преимущественно выполняются в стилях: ампир, классический и восточный. Придают строению величественность, помпезность.
Капитель на колоннеИсточник dekor-off.ru
Выполняются в различных видах, размерах, формах. По конструктивным особенностям включают следующие элементы:
- База или основание – выступает в роли так называемого фундамента основного компонента. Средняя высота элемента 20-60 см.
- Ствол или столб колонны – основная часть. Выполнена в виде возвышающейся конструкции, верх которой украшен капителью.
- Капитель – шапка колонны, для увеличения декоративных свойств украшается узорами, соответствующими стилю основного элемента.
- Абака – устанавливается в верхней части капители. Служит его окончанием и местом примыкания колонны к основному фасаду.
Основная классификация колонн осуществляется по форме. Они могут быть:
- Квадратными, где деталь несёт не только декоративную, но и несущую функцию, поддерживая второй этаж, крышу, козырёк.
- Округлыми, которые относятся к наиболее распространённому виду. Также могут выполнять двойную функцию.
- Угловыми, отличающимися более сложным монтажом и несением исключительно эстетической функции.
Колоннада коринфский ордер ГрецияИсточник www.thoughtco.com
Наличник и оконные элементы
В зависимости от стилевой принадлежности фасада, окно тоже может рассматриваться как отдельный архитектурный элемент фасада. В качестве примера можно привести совершенно противоположные друг другу виды:
- Овальные и криволинейные в модерне.
- Прямоугольные вытянутые, относящиеся к классицизму, близкому к Ренессансу.
- Украшенные лепниной и закруглённые в верхней части окна, относящиеся к стилю барокко или рококо.
- Стрельчатые, арочные или полуциркульные венецианские.
- Заострённые готические с цветным стеклом и ажурной резьбой по камню.
Из чего состоит отделка окнаИсточник ds04.infourok.ru
Если говорить о наиболее популярном классическом стиле обрамления окон, то к элементам данной системы относятся такие детали:
- Наличник – обрамляющая кайма, которая может окружать окно по кругу, с трёх или двух (боковых) сторон.
- Откос – ровная прямая полоса, закрывающая промежуток между наличником или сандриком и оконной рамой.
- Подоконник (отлив) – нижний откос, выполняющий ещё и практичную функцию водоотвода.
- Консоль – так называемый кронштейн, на котором держится отлив (подоконник). Может исполнять как практическую, так и сугубо декоративную функцию.
- Сандрик – верхняя часть обрамления. Возвышаясь над окном, выступает в качестве завершающего конструкцию элемента.
Терминология декоративных элементов фасада
Все декоративные элементы для фасада дома имеют свои определенные названия, с которыми стоит познакомиться еще до начала работ со специалистом по дизайну. Это позволит вам разбираться в вопросах дизайна и не терять время на изучение информации о том, что означает то или иное слово. Без знания терминологии трудно поддерживать нормальный рабочий диалог с продавцом, дизайнером или проектантом. Необходимо понимать, что каждый элемент должен стоять на своем определенном месте и играть свою роль во внешнем дизайне.
Базовые элементы архитектурного декорирования фасадов:
- Арка – дугообразное перекрытие над входным проемом;
- База колонны – опорная часть, которая используется для передачи усилий с колонны на фундамент;
деревянный декор для фасада дома Источник farpost.ru
- Балясна – вертикальный элемент, который устанавливается на лестничном ограждении;
- Баллюстрада – декоративные перила из небольших изящных колонн;
- Замок – небольшой выступ, он располагается сверху арки, он имитирует замыкающий камень;
- Капитель колонны – декоративный верх всей колонны;
- Кронштейн – элемент для подоконников, который выступает опорной частью;
- Междуэтажный карниз – он еще называется молдингом или разделительным поясом, декоративный элемент, предназначенный для визуального разделения здания на этажи, в основном используется только на высоких зданиях, что позволяет зрительно уменьшить постройку и сделать ее более эстетичной и компактной;
- Наличник – небольшой выступ, который устанавливается на оконном проеме, располагается вертикально;
- Палиястра – выступ стены, он полностью повторяет пропорции колонны, имеет прямоугольную форму, плоский;
- Розетка – специальная накладка, которая делается в виде круга и монтируется на стену;
Круглые элементы в декорировании фасада Источник adrum.ru
- Русты – накладки, крепятся на углах, имеют прямоугольную форму, довольно широкие;
- Сандрик – небольшой карниз, монтируется он над проемами окон;
- Ствол колонны – основа всего декоративного элемента, имеет довольно большие размеры, может украшаться каннелюрами;
- Узор – орнамент, который используется на фасадах, он может быть как плоским, так и объемным;
- Филенка – специальное обрамление, делается в виде ровных и узких линий;
- Фронтоны – применяются на крышах, выступают в качестве элемента украшения;
- Фриз – полоса, которая используется для обрамления разнообразных фасадных элементов;
- Цокольный карниз – выступ, который монтируется горизонтально, имеет ленточную форму;
- Штапики – применяются для украшения проемов окон и дверей.
Также есть некоторые другие фасадные украшения для наружной отделки дома. Их используют значительно реже, чем перечисленные выше. В данном случае лучше узнать о них у специалиста, если запланировано их применение.