Размеры и форма аппаратов
От длины и размаха крыла зависят аэродинамические свойства БПЛА. По форме БПЛА самолетного типа делятся на летающее крыло и фюзеляжные. Преимущества фюзеляжного типа – возможность нести больше полезной нагрузки и более стабильно выполнять съемку, т.к. вес именно таких бортов, как правило, больше. Минусом такого типа БПЛА является сложность конструкции, что повышает требования к правилам эксплуатации и стоимость ремонта. Плюсы типа летающего крыла в простоте конструкции и эксплуатации. Минусы – небольшие размеры и вес, не позволяющие нести дополнительную полезную нагрузку.
фюзеляжный | летающее крыло |
Для мультиротов важной характеристикой является количество винтов. Считалось, что количество винтов влияет на стабильность полета, так коптеры с 8-ю винтами летали гораздо стабильнее 4-х и 6-ти винтовых, но на сегодняшний день, благодаря развитию алгоритмов полета, все коптеры летают одинаково стабильно, даже в случае отказа одного винта
4 винта | 6 винтов | 8 винтов |
Дымовые трубы
Применение БПЛА значительно упрощает трудоёмкие операции оценки состояния промышленных дымоходов. Вот что может дать применение летательных аппаратов, оборудованных видео и тепловизионной техникой:
1.осмотр тела труб дымоходов без ограничений по высоте и другим особенностям
2.визуальный контроль оголовка — верхней части труб дымоходов, одного из наиболее уязвимых элементов таких конструкций
3.оценка состояния теплоизоляционных и других покрытий, футеровки.
Большинство таких операций неразрушающего контроля с помощью дрона можно выполнять без остановки работы дымоходной системы и трубы.
Цена квадрокоптера
Очень важно понимать, какой ценовой сегмент мы рассматриваем. Давайте поговорим о среднем, ведь именно в нем можно найти отличные квадрокоптеры подходящие для геодезии, по адекватными к данной задачи ценнику
Данный сегмент, способный нести на своём борту дополнительное навесное оборудование, начинается приблизительно от 45000 рублей. Стоимость достаточно приемлема не только для коммерческих, но и для частных строителей если учесть, что строительный бизнес работает, и имеет даже небольшую доходность, если судить по строительным меркам. Единственное, необходимо отметить что навесное геодезическое оборудование, иногда может стоить больше чем сам квадрокоптер, ценовой разброс навесного оборудования сильно зависит от задач, решаемых этими доп. системами.
Для справки:
– В бюджетном сегменте, более или менее рабочий аппарат, способный поднять в воздух небольшой груз, если заказывать БПЛА с доставкой прямо из Китая, можно приобрести коптер буквально за 20.000 рублей. Поэтому устройства популярны среди инженеров в качестве вспомогательного инструмента. – Но это все же ближе к игрушке, не требующей ни каких регистраций, и созданные именно под бытовую видео и фото съёмку.
БПЛА в энергетике
Одно из направлений применения БПЛАв сфере неразрушающего контроля напрашивается само собой. Это — визуальный контроль линий электропередач и других объектов энергетики. Из соображений безопасности доступ человека к таким объектам был и будет максимально затруднён и ограничен.
Естественная и логичная идея применения дронов для обследования ЛЭП реализуется во многих странах. Интересно, что практически повсеместно технология использования БПЛА сталкивается с непростыми реалиями законодательного обеспечения эксплуатации такой аппаратуры. Немало проблем с разрешительными и контролирующими сферу воздухоплавания органами, к примеру, пришлось решить для применения дронов в обслуживании ЛЭП Калифорнии, США.
Вот типичные задачи, решить которые помогает использование БПЛАв энергетике:
·осмотр состояния проводов и кабелей
·оценка состояния изоляторов и узлов их крепления
·осмотр и оценка опор, инженерных сооружений и устройств.
Для получения необходимой информации БПЛА экипируют необходимой техникой. Кроме видеокамеры на летательный аппарат может быть установлен 3d сканер, тепловизор, другая аппаратура.
Традиционный визуальный контроль ЛЭП и их оборудования осуществляется двумя способами — с земли и непосредственным осмотром. Визуальный контроль линий электропередач с земли отличается невысоким уровнем точности, ограниченным объёмом получаемой информации.
Изучение состояния ЛЭП непосредственным осмотром позволяет получить точную и исчерпывающую информацию, но отличается опасностью и ограничениями высотных работ и требует отключения линии. Затраты времени и стоимость непосредственного осмотра чрезвычайно высоки. Применение БПЛА позволяет не только радикально ускорить и упростить визуальный контроль ЛЭП, но и сделать его более содержательным. К примеру, применение тепловизионной аппаратуры даёт возможность обнаружить места аномального нагрева.
Зачем нужна геодезия?
Вернёмся к теме статьи.
Главная задача геодезистов – установить границы земельного участка. А если быть точнее, коммерческая кадастровая съёмка позволит избежать конфликта с инспекциями, инстанциями и, конечно, соседями, если брать в расчет дачные участки садоводов и собственников земли в ИЖС.
Геодезия – это общие замеры территории, кадастр – привязка конкретных границ конкретного участка для налогообложения, а межевание — это непосредственно определение границ того участка, за который будет начисляется налог государством.
В ходе тех или иных геодезических работ:
- устанавливаются межевые знаки;
- вычисляются координаты границ территории;
- выдается вся документация, подтверждающая подлинность межевых знаков;
- рассчитывается максимально точная площадь исследуемой земли;
- создаются топографические карты;
- составляется межевой план.
Практически все из этого списка помогает сделать квадрокоптер.
Вывод
Геодезия – это работы парой на больших территориях. Летающий дрон – это универсальное устройство, применяемое повсеместно во многих направлениях различных сфер деятельности, например, в той же общей большой сфере как геодезии. Благодаря четырёхфунтовому вертолету на дистанционном управлении инженеры, могут быстро и точно провести геодезические исследовательские работы, а также те или иные работы для заказчика, будь то облет какой бы то ни было частной территории с фото и видео фиксацией ландшафта, или осмотр состояния объектов, до которых непросто добраться лично тем или иным специалистам.
Сегодня как строителю, так и студенту, приобрести квадрокоптер можно буквально за «смешные» деньги. Ценник на бюджетные модели, видео камера у которых будет совместима с Вашим смартфоном, колеблется в районе 6000 рублей, это тот сегмент, на котором можно осмотреть дачный участок с высоты. Однако, безусловно, такие модели не используются профессиональными инженерами, на них тренируются молодые “пилоты” не боясь совершить как говорят уже продвинутые операторы БПЛА – “кращ”.
Чем различаются российский и американский рынки дрон-технологий
Инвестиции в беспилотные летательные аппараты постоянно растут. По оценке аналитиков Ernst & Young, в 2020 году мировой объём этого рынка превысил 4 млрд долларов. В рейтинге Россия занимает седьмое место, обгоняя Канаду, Гонконг и Великобританию. Тем не менее 75% рынка беспилотных летательных аппаратов сейчас принадлежит США и Китаю.
По словам Марии Хохловой, проникновение дрон-технологий и их применение для мониторинга в России исторически было низким: генподрядчики и заказчики не обладали компетенциями дня внедрения беспилотников и предпочитали традиционные методы. Несколько лет назад некоторые строительные и промышленные компании пытались применять дроны самостоятельно, но вскоре стали отказываться от этого в пользу платформ, которые готовы сделать всё под ключ. «Из-за тяжёлых природных условий, удалённости, нехватки квалифицированных подрядчиков и техники стоимость развёртывания и поддержки такого сервиса на местах с нуля оказалась очень высока», — добавила сооснователь TraceAir.
Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону. Платформы для контроля строительства хорошо принимаются индустрией. В этой сфере на российском рынке сегодня работают три основные компании — TraceAir, Skyeer и Sarex. Последняя не ответила на запрос Skillbox Media.
Компания TraceAir работает в России и США. По словам Марии Хохловой, кроме масштабов инвестиций, рынки различаются сферами внедрения. Так, в России дроны традиционно больше используют на индустриальном и инфраструктурном строительном рынке. А в Америке беспилотники более востребованы на рынке жилищного строительства.
Дроны на московских стройплощадках
Руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, заявил о том, что БПЛА применяется для контроля за техникой безопасности при строительстве международного медицинского кластера в Сколково, где появятся лечебные, образовательные и производственные площади.
«В Международном медицинском кластере мы планируем еще больше расширить функционал беспилотников за счет включения технологии двухфакторной аутентификации — это позволит контролировать технику безопасности на площадке и повышать культуру производства. Сейчас дроны уже позволяют контролировать нахождение работников на стройплощадках, что также влияет на качество и скорость выполнения работ», — сказал глава ведомства.
Он утверждает, что дроны демонстрируют высокую результативность при проведении различных работ. «Например, при геодезических изысканиях дроны позволяют оценивать объем работы благодаря возможности посмотреть на процесс строительства с высоты. При подготовке котлована беспилотники помогают вычислить объем вывозимого грунта точно, оперативно и с минимальной затратой человеческого ресурса», — рассказал Рафик Загрутдинов.
Он также сообщил, что задача дронов заключается в постоянном контроле эффективности эксплуатации строительной площадки. В случае необходимости руководитель участка может посмотреть актуальную 3D модель площадки и оценить, как оптимально распределить пространство, где установить бытовки и хранить материалы.
Кроме того, съемка с дрона применяется для оценки минимальных отклонений от утвержденной проектной документации при строительстве. «Это можно сделать двумя способами: наложив на проектную документацию ортофотоплан или используя упомянутое ранее «облако точек». Следовательно, это возможность ежедневно отслеживать прогресс строительства. Можно не только визуально оценить, на каком этапе находится стройка, но и точно измерить прогресс — дроны способны просчитать его по всем открытым видам работ, включая земляные, монолитные и фасадные работы, а также благоустройство территории».
Важное значение также имеет применение лазерного сканера, так как с его помощью легче определить точное расположение тех или иных конструкции, убедиться нет ли смещений, деформации или наклонов, которые способны негативно повлиять на качество строительства в целом. «Это позволяет повысить скорость и точность выполнения работ», — подчеркнул руководитель департамента
Дроны в сфере геодезии
Дроны пролетают над территорией и предоставляют снимки высокого качества с геодезической привязкой, что в дальнейшем используется для составления высокоточных топографических планов. Таким образом, результаты аэрофотосъемки после обработки в специальном ПО, становятся основой для цифровых моделей местности и рельефа, а также ортофотопланов.
По словам заведующего кафедрой городского хозяйства, геодезии, землеустройства и кадастров Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Алексея Волкова, геодезическая деятельность предусматривает разные варианты применения БПЛА. В инженерно-геодезических изысканиях для строительства они чаще всего используются при создании и обновлении инженерно-топографических планов масштабов от 1:500 до 1:5000 как основы для производства дальнейших работ (без подземных коммуникаций). Некоторые компании применяют беспилотники при рекогносцировочном обследовании территории предполагаемого строительства.
Начальник отдела мониторинга и геодезического контроля компании «Строй-Эксперт» Дмитрий Егоров утверждает, что дроны «обеспечивают высокую скорость и дальность полета, используются в основном для аэрофотосъемки больших площадей земной поверхности и линейных объектов». Также он отметил, что некоторые модели БПЛА могут использоваться специально для детальной аэрофотосъемки небольших участков и точечных объектов.
Перспективы развития БПЛА
Сейчас все больше компаний используют БПЛА в своем производстве. Ожидается, что рынок дронов достигнет $100 млрд в следующие пять лет, а к 2030 г. в небо будет запущено около 1 млрд дронов .
Доставка дронами — одно из наиболее частых предполагаемых применений БПЛА в будущем. Преимущества такого способа — скорость, снижение транспортных расходов, уменьшение загрязнения окружающей среды. О такой доставке товаров задумались еще в пандемию. Тогда первооткрывателем стала компания Amazon, заявившая, что их дрон может преодолевать расстояние около 20 км и доставлять продукты в течение 30 мин.
Также в некоторых странах БПЛА используются для срочной доставки других вещей. Так, проект Zipline планирует создать сеть медицинских БПЛА в африканском государстве Гана . Планируется, что дрон будет доставлять всем нуждающимся лекарства и средства первой необходимости.
Другая популярная перспектива развития БПЛА — беспилотный транспорт, который уже сейчас постепенно разрабатывается и тестируется в ряде стран. Так, у гигантов Tesla, Google и Uber появились первые беспилотные автомобили как для личного, так и для общественного пользования. Активное использование автономного транспорта приведет к тому, что количество выхлопных газов в городах сократится на 80%, а количество аварий на дорогах — на 90% .
Если говорить о более отдаленном будущем, то вполне возможно, что БПЛА начнут применять в аэрокосмической сфере. Так, многие ученые считают, что дроны смогут заменить спутники, так как БПЛА намного выгоднее.
Барьеры для применения дронов
Несмотря на то, что применение дронов заметно повышает экономические показатели как отдельных предприятий, так и страны в целом, массовое внедрение беспилотных решений пока ограничено законодательством.
Так, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации , в России требуется регистрировать в Росавиации дроны массой 250 г — 30 кг. При этом отснятый материал необходимо предоставлять в Федеральную службу безопасности для проверки. Все это значительно повышает бюрократическую нагрузку на операторов БПЛА и тормозит развитие дронов в разных сферах.
Кроме того, постановление Правительства России от 03.02.2020 № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» разрешает БПЛА только полеты в пределах прямой видимости от оператора в светлое время суток на высоте не более 150 м от поверхности земли или воды.
Такие законодательные ограничения замедляют массовое внедрение БПЛА не только в России. Например, в некоторых странах существуют запреты на распыление удобрений с воздуха , что препятствует внедрению дронов для опрыскивания сельскохозяйственных полей. А также существуют законы для борьбы с терроризмом, которые не позволяют дронам транспортировать грузы .
Другой сдерживающий фактор — нарушение частной жизни людей. Например, в Австралии испытания дронов привели к жалобам жителей пригородной Канберры на то, что устройства были шумными и мешали людям заниматься повседневными делами. А по данным исследования компании Airbus , люди пока не готовы использовать беспилотные устройства. Основная причина — отсутствие надлежащих систем безопасности, а также вредные для человеческого организма выбросы.
Литература
- https://info.qii.ai/blog/top-3-drone-applications-in-oil-and-gas-industry-in-2020
- https://uk.rs-online.com/web/generalDisplay.html.
- https://echo.msk.ru/blog/cifracifracifra/2420835-echo/.
- https://docs.google.com/document/d/1VccIwiQZRWuIV2C28jigcY2mSPjukxOeMrIqSD3eAQw/edit.
- consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98957/2696fa16ed088ac15dd783e2d9c0ea558732f3fe/.
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202002040016.
- https://russiandrone.ru/publications/ispolzovanie-dronov-dlya-vneseniya-szr-i-udobreniy/.
- https://d-russia.ru/keniya-razrabotala-pravila-dlya-poletov-grazhdanskih-dronov-i-vvela-ogromnyj-shtraf-za-ih-narushenie.html.
- rvc.ru/press-service/media-review/nti/159834/.
- https://storage.googleapis.com/blueprint/AirbusUTM_Full_Community_PerceptionStudy.pdf
Дроны и машины
Несомненная польза применения БПЛА проявляется не только по отношению к крупным объектам недвижимости — зданиям, сооружениям, природным объектам. Машины большого размера также можно обследовать с помощью дрона.
Очень перспективным направлением применения дронов считается их использование в авиации. Дело в том, что обследование обшивки и внешних конструктивных элементов летательных аппаратов — важный элемент регулярного контроля состояния этих сложных и очень больших машин.
Одним из пионеров применения дронов в деле обследования самолётов считается компания AIRBUS. Применение такой техники уже несколько лет практикуется в ангарах этой компании. В этой компании разработан и создан специальный дрон AID, технология применения которого проходит необходимые сертификации, предусмотренные системой международных соглашений в сфере авиации. После завершения комплекса сертификации дроны этого типа будут использоваться не только в ангарах предприятия — разработчика, но и во многих сервисных и ремонтных компаниях, работающих в сфере авиационной техники.
Беспилотники для работы с крупными машинами характерны спецификой конструкции и системы управления:
·параметры дронов учитывают особенности работы в ангаре
·применены подобранные по параметрам видеокамеры
·дроны оснащены дополнительными системами безопасности, позволяющими избежать повреждений БПЛАи обследуемого самолёта или вертолёта, в частности — датчики препятствий
·используется специальное программное обеспечение, определяющее все процессы контроля — от маршрута осмотра до регламента фотосъемки.
Интересно, что работы по внедрению беспилотников в дело обслуживания самолётов — только часть глобального проекта «Ангар будущего». Цель этого проекта — достижение нового , принципиально более качественного и эффективного формата обеспечения безопасности полётов и обслуживания авиационной техники. К примеру, использование дронов в инспекции фюзеляжа и других видимых, но труднодоступных элементов воздушного судна позволяет завершить эти работы за считанные часы. Традиционный же визуальный осмотр занимает несколько дней.
Специалисты, занятые неразрушающим контролем в авиации считают, что применение БПЛА очень выгодно хотя бы из-за возможности оперативно и точно изучить верхнюю часть фюзеляжа самолёта. В обычных условиях выполнение этой работы требует использования специальной громоздкой платформы.
Применение дронов в деле неразрушающего контроля обещает не только интенсификацию таких работ, но и повышение точности и достоверности результатов.
Удалённую зимнюю трассу очень выгодно обследовать беспилотником
Как дроны помогают в строительстве
Строительство — это предельно консервативная индустрия, где технологии работы не менялись многие десятилетия, а производительность труда за последние 50 лет даже упала, рассказал Skillbox Media глава TraceAir Russia Артур Хасиятуллин.
TraceAir — стартап, разработчик одноимённой веб-платформы для контроля строительства на основе данных с дронов. Компания была основана в 2015 году, она действует на двух рынках — российском и американском. В России она фокусируется на промышленном и дорожном строительстве, в США работает в основном в сфере жилищного строительства.
Как указывает vc.ru, по состоянию на начало 2021 года в TraceAir инвестировали 7 млн долларов. В 2020 году выручка компании в России сократилась на 35% по сравнению с 2018 годом, сообщал Forbes. По словам главы TraceAir Russia Артура Хасиятуллина, за первые пять месяцев работы в России компания заработала 430 тысяч долларов, в США — 1,2 млн долларов.
Застройщики стали использовать дроны в строительстве, чтобы автоматизировать процессы, избежать удорожания проектов и срыва сроков. Ещё можно использовать беспилотники, чтобы:
- изучать природные условия, исследовать местность для строительства;
- разрабатывать проекты зданий и корректировать строительные решения;
- контролировать строительство и безопасность на стройплощадке;
- продвигать итоговый продукт, рекламировать жилые комплексы с помощью кадров с дронов.
Синтез дронов и облачной веб-платформы позволяет девелоперам просматривать исходную топосъёмку и визуально оценивать местность без специализированного софта. Специалисты в режиме онлайн могут быстро рассчитать, например, объём работ по расчистке территории от растительности. Технология работает примерно так:
Каких результатов можно добиться с помощью дронов?
Геодезическое исследование может преследовать разные задачи, и в зависимости от них вы выбираете не только модель дрона, но и специализированное оборудование, а также программное обеспечение. В одном случае вам будет достаточно сверхкомпактного складывающегося DJI Mavic 2 Enterprise или среднего DJI Phantom 4 RTK, а в других случаях может потребоваться более тяжелый, мощный и всепогодный квадрокоптер из серии DJI Matrice 210 RTK V2.
Пример двухмерной ортомозаичной карты
Также ваши задачи будут определять набор необходимого оборудования: камер, датчиков, сканеров и другого оборудования для точной съемки. Наконец, никогда не стоит забывать и о профессиональном программном обеспечении. Его выбор также во многом определяется решаемыми задачами. Собственно, эти задачи будут определять то, какое программное обеспечение вам понадобится: DJI Terra, DJI GS Pro или другие программы.
Преимущество многих программных продуктов для обработки снимков, полученных с дрона, заключается в возможности сшивать сотни и даже тысячи цифровых фотографий, созданных камерой беспилотника, и превращения их в высококачественные 2D/3D-ортомозаичные карты и необходимые для работы топографические данные.
Создание 3D-моделей
Дроны вместе с соответствующим оборудованием и программным обеспечением помогают создавать точные 3D-модели объектов на интересующем исследователей месте и сравнивать полученные результаты (трехмерные модели) с информационными моделями зданий (BIM).
3D-модель объекта компании Strabag, выполненная на основе снимков дрона
Тепловизионная съемка аномальных объектов
Еще одно нововведение, которое предоставляет беспилотная съемка, использование тепловизионных камер для выполнения тепловизионного исследования объекта. Обычно такой формат интересует исследователей в том случае,если необходимо выяснять наличие каких-либо аномалий и дефектов (например, если проводится обследование кровли или каких-либо производственных объектов).
LiDAR и мультиспектральные камеры
В геодезии исследователи нередко сталкиваются с весьма сложными задачами, когда необходимо выявить какие-то скрытые части рельефа или найти какие-то скрытые от человеческого глаза признаки, указывающие на важные, но не видимые обычными камерами, процессы. Визуальные и тепловизионные камеры в таких случаях помогают далеко не всегда. Но если их заменить или совместить с таким оборудованием, как лазерные сканеры (LiDAR) или мультиспектральные камеры, то можно решить много ранее недоступных для исследователей вопросов (скрытые густой растительностью объекты обычно обнаруживаются сканированием с помощью LiDAR, а мультиспектральная съемка позволяет выявить пострадавшие от природных бедствий почвы и растения).
Дроны и BIM
В строительстве и управлении проектами геодезическая съемка может предоставить критически важные данные, которые неразрывно связаны с информационным моделированием зданий (BIM).
Пример карты, созданной с помощью тепловизионной камеры
На каждом этапе процесса строительства трехмерные фотограмметрические или лазерные модели с высоким разрешением, созданные с помощью дронов, можно накладывать и сравнивать на предварительно запланированные объекты BIM (BIM – Информационная модель здания). Это позволяет выявить расхождения между планами и реальностью.
Раннее обнаружение этих проблем может уменьшить ошибки или даже избежать их еще на стадии строительства, а также избежать упущений и повторных работ (а значит, дополнительных затрат). Неудивительно, что беспилотники в последние годы становятся органичной частью надзорных инструментов в современном строительстве.
Преимущества использования беспилотников
Сегодня можно без преувеличения сказать, что квадрокоптеры являются самым быстрым и эффективным методом аэросъемки. К тому же, в отличие от съемки с пилотируемых летательных аппаратов, использование дронов гораздо дешевле, да и дает возможность получать более качественную «картинку». Преимущества использования дронов в геодезии очевидны:
- Экономия времени, затрачиваемого на измерение и сбор данных.
- Успешное выполнение большего количества работ благодаря изучению большого количества деталей за один полет.
- Возможность проводить измерения практически в любой области, особенно когда речь идет о сельскохозяйственных, горных и труднодоступных районах.
Двигатели
Большинство моделей БПЛА используют электродвигатели. Характеристики двигателя отвечают за максимальную дальность и время полета. Электродвигатели питаются от аккумуляторных батарей различного типа и зависят от размеров БПЛА. Компактные модели могут провести в воздухе 40 минут, большие модели- до 4 часов, преодолевая расстояние до 300 км. Некоторые модели используют двигатель внутреннего сгорания. Как правило, это тяжелые модели (от 20 килограмм), длительность полета которых достигает 10 часов, что позволяет им преодолевать до 1000 км. Для бензиновых двигателей используется смесь бензина Аи-92,95 с синтетическим маслом для двухтактных двигателей. Расход топлива составляет примерно 0,5 л/ч в режиме горизонтального полета. Объем штатного топливного бака – 5 л. Для съемки крупных площадных объектов рентабельно использовать именно модели с двигателями внутреннего сгорания.
Пример результата: ортофотоплан, ЦФС PHOTOMOD, Заокский геополигон МИИГАиК, 36,5 кв.км., БПЛА Птеро-Е4 2011г., камера Canon EOS 5D Mark 2, 653 снимка,13 см/пиксель |
Съёмочное оборудование
Большинство БПЛА это небольшие по размерам и грузоподъемности аппараты. В связи с этим для аэрофотосъемки часто используются камеры класса «мыльница». На модели с большой грузоподъемностью устанавливают зеркальные полноформатные фотокамеры, такие как Canon (EOS) или Nikon (D800). Важным в процессе аэросъемки выступает работа затворов камер, для выполнения картографо-геодезических работ рекомендовано использовать камеры с центральным или электронным затвором.
«мыльница» | зеркальная камера | промышленная камера |
Некоторые модели БПЛА оборудуют профессиональными аэрокамерами, созданными специально для использования на БПЛА, такой как Phase One. Данная камера обеспечивает нужное качество изображений, но имеет высокую стоимость (35-45 000 Евро) и весит 2,9 кг.
Размер матрицы и производительность камеры влияют на количество снимков и, следовательно, на время, необходимое на постобработку.
Пример производительности некоторых камер представлен в таблице:
Дроны и фотограмметрия
Одним из способов определения координат в геодезии является фотограмметрический метод. В его основе лежит работа с фотографиями объекта, сделанными с разных ракурсов, что позволяет создавать трехмерные модели ландшафта. Большим прорывом в фотограмметрическом методе стала возможность делать снимки с воздуха, однако до недавнего времени единственным способом получения такого материала была малая авиация, что сопряжено с большими расходами и организационными трудностями.
Дроны позволяют работать на сложном рельефе и получать необходимую информацию в меньшие сроки, не подвергая при этом опасности людей. Современные камеры делают кадры высокой четкости при использовании 32-кратного зума, а встроенный модуль RTK обеспечивает привязку кадров к местности в реальном времени с сантиметровой точностью.
Благодаря устойчивому сигналу система передачи данных может направлять видеосигнал на расстояние до 15 километров, а система управления позволяет оператору задавать дрону схему полета заранее, не отвлекаясь на управление в ходе миссии. Всё это позволяет вывести фотограмметрию в геодезии на новый уровень работы. Этому способствует развитие программного обеспечения и получаемые с БВС данные.
Существуют объекты, на которые доступ может быть ограничен по соображениям безопасности. Дистанционное использование дронов, а также фотограмметрический метод обработки данных позволяет работать без прямого взаимодействия с объектом. На таких миссиях активно используется метод мониторинга с прямым геопозиционированием, который позволяет определять точное положение объектов на основании известных координат центров фотографирования.