Антаблемент
Это часть классического здания. Антаблемент — это находящаяся на опорах — чаще всего на колоннах — массивная горизонтальная балка.
Составные части антаблемента
Антаблемент состоит из трех основных элементов, идущих снизу вверх — архитрава, фриза и карниза. Его функциональная роль — зрительное объединение колонн с крышей.
Антаблемент в разные эпохи
Внешний вид антаблемента может варьироваться от принадлежности к тому или иному архитектурному стилю.
Основное отличие состоит в пропорциях и наличию составных частей — они зависят от вида колонны, принятого в данном ордере. Например, во времена эпохи Ренессанса и Древнего Рима размер антаблемента составлял около четверти всей колонны. Все другие виды антаблементов — это производные от классического.
Соотношение высоты антаблемента к размеру колонны зависит от размеров всего здания. Антаблемент, как и многие другие торжественные декоративные элементы, не часто встречается в каких‐либо архитектурных стилях, помимо классического. Обычно он используется как завершающий элемент оформления верхней части стены в случае, когда нет колонн. Когда же на здании присутствуют пилястры (выступающие из стены полуколонны), антаблемент может быть расположен вокруг них.
В архитектуре эпохи Ренессанса впервые стали использовать антаблемент без колонн. Иногда антаблемент может быть построен без использования отдельных его частей. Например, антаблемент с отсутствующим фризом имеет название неполный, а сделанный без архитрава — облегченный.
Жуковская Д.
Архитектурный ордер – понятие в большей степени имеющее отношение к искусству, нежели чем к технологии. Именно посредством ордера стоечно-балочная конструкция обрела свою форму и была художественно переосмыслена. Для того чтобы какая-либо архитектурная композиция могла называться ордером, она должна иметь определенный состав форму и конструкцию.
Система архитектурных ордеров многообразна, она состоит как из классических ордеров, коих насчитывается пять, так и из специфических исторических композиций, которые также причисляют к ордерной системе. Существуют такие ордеры как: ахеменидский ордер, египетский ордер и т.п. Классические ордера (в частности греческие) формируют так называемую «ордерную систему», т.е. образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически разрешающееся в композиции ордерного сооружения. Термин «ордер» введен в обиход римским архитектором и механиком Витрувием, жившем в I в. до н. э. в Древнем Риме.
Витрувий представляет свой трактат об архитектуре императору Августу. Гравюра из книги 1684 г.
К ордеру относится не все здание, но только три основных элемента: цокольная часть здания (трехступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза).
Детали антаблемента
Фасадная архитектура, выполненная в древних античных стилях, классицизме и некоторых других, содержит такую деталь композиции, как антаблемент. Правда, в современных реалиях понятие определенного архитектурного стиля довольно условно, так как чаще всего здания выполнены в эклектической, то есть смешанной стилистике.
В качестве материалов используют камень, искусственный его вариант, также гипс. Лепнина является традиционным материалом для антаблемента, позволяя ему выглядеть по-старинному, однако главный недостаток этого материала – капризность, подверженность погодным повреждениям и недолговечность.
Строение, выполненное в античном архитектурном ордере, имеет основные элементы:
- конструкция из стоек и балок, основным ее элементом считалась колонна. Ее верхушка заканчивалась капителью. Благодаря линиям колонн здания придавался торжественный и монументальный вид. Хотя встречались сооружения, не имевшие ряды колонн, и тогда ордер назывался неполным;
- стереобат – основание, на которое опирались колонны. Это фундамент из камня, несколько возвышающийся над уровнем земли, ступенчатый. Верхняя плита стереобата — стилобат;
- антаблемент, лежащий на колоннах и опорах, и в свою очередь состоящий из карниза, фриза и архитрава.
Тосканский ордер
О применении тосканского ордера в древнеримской архитектуре можно судить лишь по чертежам и схемам Витрувия и других теоретиков искусства, так как ни единого здания с тосканским ордером не сохранилось. Римские мастера, ставшие родоначальниками арочных и сводчатых конструкций, помимо использования древнегреческого ордера, активно занимались разработкой новых типов колонн. Итогом многолетних трудов стало появление новых ордеров – вариаций на дорический, ионический и коринфский образцы. По словам искусствоведа Виппера Б. Р. «первую из этих вариаций римляне заимствовали у этрусков, и она получила название тосканского ордера». Данной версии о возникновении тосканского ордера в архитектуре (по названию страны Тосканы, где в то время жили этруски) придерживались также теоретики эпохи Возрождения. Витрувий, в своих чертежах воссоздал модель одного из этрусских храмов. Исходя из данной схемы, можно сделать вывод о том, что у этрусков в храмовой архитектуре тосканский ордер занимал ведущее место. Многие теоретики искусства говорили о том, что тосканская колонна не что иное, как более простой вариант дорического ордера, несмотря на ее более позднее происхождение. Упростив дорический тип, древнеримским зодчим удалось добиться визуальной прочности внешних построек. Тосканская колонна стала олицетворять мощь и физическую силу, но из-за излишней простоты ее практически не использовали в строительстве храмов, предпочитая укреплять ею хозяйственные и военные постройки. Если здание состояло из нескольких этажей, то в большинстве случаев, первый этаж был тосканским. В отличие от дорического типа, у тосканской колонны гладкий ствол и полностью отсутствуют каннелюры, но при этом она не лишена базы. Капитель по форме очень близка к дорической, в то время как антаблемент отличается простотой и некоторой архаичностью. За отсутствие украшений и наличие полностью гладкого фриза его иногда называют «архитравным». Иногда в строительстве тосканского храма фриз и вовсе отсутствовал, а карниз чаще всего был условным в виде навесной крыши. Тосканский ордер в архитектуре, несмотря на свою простоту и полное отсутствие декора, не претерпел никаких конструктивных изменений за все время своего существования. Данная тенденция обусловлена его функциями, определенными еще в эпоху Древнего Рима. Военным и общественным зданиям, в архитектуре которых он использовался изначально, не свойственны декоративные детали, украшенные капители и лепные орнаменты. Поэтому, определив его основные черты и значение, архитекторы Возрождения и последующих эпох старались полностью соответствовать первоначальным пропорциям ордера.
ОСНОВАНИЯ
Рис. 168 |
Здание дорийского ордера покоится на сильно выдающемся основании, состоящем из ряда расположенных уступами и окружающих здание со всех сторон ступеней.
В I в. до н.э. эти уступы основания представляли собой настоящие ступени такой высоты, что по ним можно было подниматься без затруднения (рисунок 168, S).
Утилитарное назначение этих ступеней постепенно забывается, и они становятся (R) просто частями ступенчатого основания, высота которых определяется исключительно размерами здания. Их перестают соразмерять с человеческим ростом для того, чтобы придать им величественные пропорции храма.
В V в. между уступами основания прорубаются еще небольшие ступени для того, чтобы сделать возможным доступ в портик храма. Мы уже упоминали о своеобразном превращении подготовительных нарезов в архитектурный орнамент. Это превращение становится особенно очевидным на основаниях. Архаический стилобат, уже подвергшийся окончательной отделке, имеет гладкие поверхности, не сохранившие никаких следов борозд, которыми руководились при своей работе каменотесы. В V в. почти повсюду эти борозды превращаются в орнамент. Даже выступы, служившие опорой при соединении швов отдельных квадров, намеренно сохраняют тот вид, который был им придан при подготовительной обтеске.
Рис. 169 |
Композитный ордер
Древнегреческие зодчие, ставшие родоначальниками трех главных архитектурных ордеров, открыли новый этап в истории изобразительного искусства. Вместо обычных опорных столбов они применяли сложные по конструкции и формам колонны, благодаря вертикальному движению которых, стремились выразить свое почитание богам. У зодчих Древнего Рима, унаследовавших дорический, ионический и коринфский ордера стояла иная задача. Функцию опоры у них выполняли мощные стены, а не колонны, поэтому ордер чаще всего использовался исключительно в декоративных целях. Конструкция триумфальной арки императора Септимия Севера, сооруженной в 203 году н.э., дает ясное представление о роли композитного ордера в древнеримской архитектуре. Наряду с лепными рельефами, капитель композитного ордера придавала пышность и помпезность общему облику строения.
Арка Септимия Севера
Композитная колонна в трудах многих теоретиков архитектуры характеризуется как смешанная или сложная, поскольку совмещает в себе два древнегреческих ордера. Палладио в своем трактате 1570 года детально изобразил композитный ордер. Как и Виньола он считал, что пропорционально композитная колонна полностью идентична коринфской, а вот ее капитель и антаблемент требует особого внимания и мастерства исполнения. Интересным является тот факт, что Витрувий не выделял композитную колонну в отдельный ордер. В качестве пятого главного ордера его впервые рассмотрели теоретики итальянского Возрождения – С. Серлио и Дж. Виньола в своем трактате «Правила пяти ордеров архитектуры». Сами римляне, по-видимому, изначально не задумывались о создании отдельного стиля, но им нравилось усложнять и декорировать греческие ордера. В классическом варианте основу композитной капители составляют листья аканта коринфского ордера в сочетании с четырьмя угловыми волютами ионического. В более усложненном варианте в капители могут также присутствовать различные скульптурные детали растений, животных и богов. Архитекторы эпохи Возрождения считали композитную колонну одной из самых ценных находок древнеримского зодчества, воплотившей в себе все самые лучшие черты главных ордеров. Она стала весьма популярной среди итальянских архитекторов, став олицетворением роскоши и изящества. Колоннами с композитным ордером украшали церкви, палаццо, виллы и монастыри. Поиски новых пластических решений фасадного убранства привели к появлению полуколонн, пилястр, лопаток и усложненных фигурных композиций капители. Как правило, в нижних этажах зданий архитекторы располагали дорический ордер, посередине ионический, а верхние этажи обрамляли коринфским и композитным ордерами. Подобная иерархия говорит о главенствующей роли композитного ордера в архитектуре того времени. Мастера не только стремились сделать его основным украшением фасада, но и широко применяли его во внутреннем убранстве храмов и палаццо.
Капитель: самый известный элемент ордера
Капитель — это самая выразительная часть здания, именно по ней отличают типы ордеров. В этой части узнаем, почему и посмотрим на разные виды капителей.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Мы уже выяснили, что ордер — намного больше, чем типы капителей; это сложная система соотношений частей здания. Но почему тогда на лекциях много разговоров уделяют такой небольшой детали, как капители колонн? Объясняем.
Колонна есть колонна — это просто ствол. С ней мало что можно сделать: поиграть с пропорциями, сделать шире или уже, по-разному насечь бороздки.
Капитель, наоборот, самая пластичная и выразительная часть здания. Это точка перехода, стык двух форм, место, где колонна берет на себя тяжесть здания. Архитектору есть где разгуляться — здесь он может играть с тем, как ложатся тени и сочетаются сложные формы.
Капитель — поле для экспериментов, так что за тысячи лет их в европейской архитектуре накопилось очень много (только посмотрите на подборку ниже), но своих названий у них нет.
В вечности остались только три капители, они и правда получились удачные: дорическая, ионическая и коринфская. Две с половиной из них создали греки, последнюю доделали римляне и придумали свою вариацию — композитный ордер.
Как их запомнить?
Дорический похож на блинчик.Ионический имеет две завитушки.Коринфский состоит из листиков аканта.Композитный совмещает и листики, и завитушки.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Четыре античных ордера: дорический (Парфенон), ионический (Эрехтейон), коринфский (храм Зевса), композитный (арка Тита в Риме)
А вот капители, которые очень любили варьировать в сталинской архитектуре, добавляя фантазийные элементы: снопы сена и ржи, серпы и звезды, изображения животных
Капители настолько разнообразны, что их можно коллекционировать. Что мы уже начали делать — вот небольшая часть.
️ А вам задание — сделайте свою подборку, добавив свои наблюдения — чем именно эти капители зацепили взгляд?
Другая плоскость, в которой интересно рассматривать классические капители — это их качество. Чем выше был статус постройки, тем качественнее резьба. Особенно это заметно на римских примерах.
Пантеон — важная постройка в центре Рима, поэтому капители нарезаны безупречно, сегодня человечество таких не сделает. То же самое касается арок императора.
Колизей. Это здание попроще, так что здесь капители не так тонко исполнены, а на листьях нет резьбы.
️ Акведуки. Это утилитарная постройка, так что между арками и опорами слегка намечены горизонтальные полосочки, даже не капители. Вот и весь ордер — очень упрощенный.
1. Колонна Пантеона
2. Колизей
3. Акведук Пон-дю-Гар
Античные архитекторы стремились не только упорядочить здание с помощью ордера, но и создать ощущение массивности, сделать здание еще солиднее. Какими средствами?
Энтазис. Так называют расширение колонн книзу. Одновременно капитель расширяется, потому что берет на себя нагрузку. Именно из-за энтазиса колонна оптически выглядит прямой — если бы утолщения не было, создавалась бы оптическая иллюзия вогнутости.
Каннелюры (борозды) создают игру света, из-за этого колонны выглядят более шершавым.
База колонны состоит из многослойных блинчиков, благодаря которым колонна уверенно встает на землю.
Антаблемент (все, что выше капители) нарезается на слои. Каждый слой — своей толщины, некоторые слои украшены орнаментом. Это делает антаблемент похожим на увесистую раму старой картины в музее.
️ Массивность за счет слоев можно встретить даже в наших квартирах: на плинтусах, филенках кухонных шкафов, рамках и нишах дверей — это все «привет» от ордерной системы.
1. каннелюры
2. база колонны
3. антаблемент
Закрепим пройденное: это коринфский ордер?
СТВОЛ
Строение. – Древнейшие колонны имели монолитные стволы. Таковы были колонны древнего храма в Сиракузах, храма C в Селинунте. Последний храм был частично построен из обломков более древней постройки. Только постепенно греки решаются возводить стволы колонн из отдельных барабанов. Но отказавшись от монолитных стволов, стараются свести дробности ствола к минимуму. Те колонны храма, которые не являются монолитными, состоят не более чем из четырех-пяти частей.
Рис. 170 |
Рис. 171 |
В VI в. до н.э. соприкасающиеся постели барабанов полностью подвергаются обтеске. В V в., когда конструкция колонн из отдельных барабанов входит во всеобщее употребление, постели барабанов начинают обтесываться только в центре и по краевому кольцу. Эти части (как показывает отрезок колонны Парфенона, рисунок 170, A) несут на себе всю тяжесть верхних частей здания.
Профиль. – Рисунки 163 и 164 показывают, каково было сужение ствола колонны в главнейшие периоды. Те границы, между которыми оно эволюционирует от VI к V в. до н.э., могут быть определены следующим образом. В тех колоннах, где это сужение наиболее велико, наклон боковых сторон (линии профиля) к вертикали не превышает 0,03 м на 1 м. В V в. он заметно уменьшается до 0,02 м.
Вместе с тем лишь в редких случаях стволы колонны представляют по своей форме правильные конусы. Только в большом храме в Посейдонии и в пропилеях на мысе Сунии профили колонн представляют собой две прямые линии. Во всех других случаях эти линии дают легкий выгиб, или курватуру. В архаическую эпоху это утолщение ствола носит преувеличенный характер, но никогда не переходит в энтазис. Диаметр колонн уменьшается, хотя и неравномерно, от подножия ствола к его вершине. Только в римскую эпоху мы встречаем колонны, диаметр которых увеличивается до определенной высоты и затем начинает сокращаться.
Каннелюры. – Эпоха архаики дает нам примеры стволов колонн с двадцатью четырьмя, двадцатью и шестнадцатью каннелюрами. Двадцать четыре каннелюры имеют колонны большого храма в Посейдонии, шестнадцать – колонны древнего храма в Сиракузах. Преобладает среднее число – двадцать каннелюр. Начиная с V в. до н.э., количество в двадцать каннелюр окончательно устанавливается, за такими редкими исключениями, как храм на мысе Сунии, где стволы колонн имеют шестнадцать каннелюр.
В разрезе дорийские каннелюры имеют форму очень плоской правильной дуги, иногда несколько видоизмененной для того, чтобы лучше выделить грани. Обычно дорийские каннелюры имеют острые грани (рисунок 170, A); плоские же грани встречаются как исключение и всегда на тех частях здания, которые наиболее подвержены разрушению.
Планы на рисунке 171 показывают, как оба вида каннелюр распределяются в колоннадах храмов S и T в Селинунте. Колонны с плоскими каннелюрами отмечены крестами: это, несомненно, те, которые больше всего подвержены повреждениям во время движения толпы. В базилике в Посейдонии, план которой мы даем на рисунке 151, колоннада, расположенная вдоль оси здания, замыкается с обеих сторон колоннами, гладкими спереди и каннелированными в остальной части ствола (рисунок 170, D).
Напомним еще колонны типа C, где каннелюры только намечены; это – колонны неоконченных архаических храмов. Эту незаконченную форму в V в. используют как декоративный мотив.
ФРОНТОН
Боковые стороны треугольного поля фронтона образуются наклоном двускатной крыши, который в свою очередь определяется двумя условиями: должен быть обеспечен скат воды и не должно происходить скольжение черепиц. Наклон боковых сторон треугольника мало изменяется с течением времени, да и не должен был бы изменяться. Он имеет в среднем четыре единицы в основании при одной единице высоты. Будучи более крутым в архаическую эпоху, он слегка смягчен в Элевсинском храме, насчитывавшем двенадцать колонн по фасаду. Покатый карниз фронтона (рисунок 181, M), в отличие от горизонтального, не имеет мутул. Он служит лишь для отвода воды, а в фронтонах со скульптурными фигурами – для защиты статуй.
Украшение фронтонов скульптурой восходит к древнейшей эпохе, так же, как и украшение рельефами метоп.
Раскопки на афинском Акрополе обнаружили украшенный скульптурными изображениями тимпан, столь же древний, вероятно, как и метопы храма C в Селинунте. Скульптуры, украшающие этот архаический, найденный в Афинах тимпан, представляют собой просто низкий рельеф. В V в. греки уже применяют для украшения фронтонов круглую скульптуру.
Для того, чтобы дать больше места статуям, они отодвигают поле фронтона вглубь. При наличии фронтонных статуй карниз основания фронтона служит им опорой. Греки вполне учитывали это обстоятельство, относительно которого Гитторф формулировал следующее правило: в статуарных фронтонах высота горизонтального карниза H, не считая венчающего его профиля, равна высоте выносной плиты (горизонтального карниза) фронтона, включая венчающий его профиль.
Колонна
Вертикальный столб, в поперечном сечении имеющий строение окружности, обычно декоративно обработанный в соответствии с архитектурным стилем постройки.
Изначально колонны возникли в качестве простого конструктивного элемента, служащего опорой горизонтальных перекрытий сооружения. Впоследствии этот элемент подвергся художественной обработке.
Элементы колонны
Самым крупным элементом колонны является ствол. В классической архитектуре он чаще всего становится тонким вверху, но в некоторых случаях посредине создается расширение (энтазис). Ствол установлен на базу и венчается таким элементом, как капитель.
Возведение колонн применяется как для декорирования внешней стороны построек, так и для украшения интерьеров комнат. Впечатление, создаваемое колоннами, будет зависеть от сочетания и пропорций их элементов. Встречаются колонны, не являющиеся частью отделки здания, а расположенные обособленно. Подобные колонны сверху часто украшаются скульптурами и могут являться постаментом какого‐либо памятника.
В некоторых современных зданиях колонны являются важной конструктивной составляющей каркаса и несут на себе нагрузку от веса верхних этажей. Такие колонны изготавливаются из высокопрочных материалов — камня, металла, железобетона
История развития и изучения ордерных систем
История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.
Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.
Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).
В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.
Происхождение ордеров
Вероятно, ордеры развились из зодческих методов, применявшихся в плотницком деле до того, как греки научились строить из камня.
В дорическом ордере, к примеру, есть элемент, называемый модильоном (мутулом); он похож на конец деревянной балки, торчащий из антаблемента. Сходства с деревянным изделием ему прибавляют резные детали, именуемые гуттами; они похожи на шканты, применявшиеся плотниками до появления гвоздей. Витрувий, много чего написавший об ордерах, говорил: «…обтесывают и вырезают мутулы на каменных и мраморных постройках покатыми, в подражание стропилам».
Возможно также, что на ранних древнегреческих строителей повлияла и египетская архитектура. Колонны некоторых египетских храмов — например, святилище Анубиса в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри — во многом похожи на дорические.