Вагонка в помещении – как правильно выбрать краску
Краска для вагонки на сегодняшний день присутствует на строительном рынке в огромном изобилии. Каждый владелец квартиры или частного дома сможет подобрать оптимальный вариант для себя, исходя из целевого назначения смеси, ее стоимости, а также качества и производителя.
Краска выполняет не только декоративную, но и защитную функуцию
Основная задача лакокрасочных веществ заключается в защите от:
- Механических факторов (загрязнения, царапины)
- Грибков
- Насекомых
- Агрессивных химических веществ, огня
- Солнечного света, жидкости
Исходя из своего предназначения, выделяют две большие группы защитных средств: лаки и краски с декоративными свойствами и составы, выполняющие исключительно защитные функции. Защищать дерево от разрушения, насекомых, грибков, бактерий нужно в обязательном порядке и если это единственное, чего вы хотите, то приобретайте бесцветные грунтовки и пропитки. После их высыхания не останется ни следа от применения краски или лака.
Если же у вас имеются различные идеи, как разнообразить и украсить интерьер в комнате, можете смело воспользоваться декоративными растворами. Они не только защищают дерево от всех вышеназванных проблем, но также способны изменять первоначальные оттенки вагонки. В связи с тем, что применение подобных составов коренным образом меняет интерьер в квартире, выбирать следует очень тщательно и придирчиво.
https://youtube.com/watch?v=1Ga4Gmc_mQM
Ассортимент декоративных красок для деревянных досок очень велик, вот лишь некоторые из наиболее популярных:
- Акрилатная краска. Экологически безопасный материал, отличительная особенность которого заключается в высокой скорости высыхания даже при низких температурах. При покраске не растекается по стене, к тому же полностью отсутствуют неприятные запахи. Однако стоимость состава достаточно велика по сравнению с остальными конкурентами.
- Масляная краска. Относительно дешевая краска, которая очень востребована. Среди ее достоинств можно выделить высокий уровень влагостойкости, долговечность. Но использование смеси сопряжено с появлением специфических запахов, что приводит к необходимости постоянного проветривания комнат. Свои внешние качества краска теряет уже через 7-8 лет, так что с течением времени покрытие требуется обновлять.
- Декоративная глазурь. Превосходный вариант. Если вы не решили, чем красить вагонку внутри дома, можете смело останавливать свой выбор на глазури. Она относится к числу лучших по соотношению «цена-качество», защищает доски от всевозможных проблем, а также замечательно подчеркивает фактуру рисунка пропитываемого дерева.
- Алкидные лаки. Еще один очень неплохой вариант. Особенность использования лака заключается в необходимости полностью сухой поверхности перед началом работ. В противном случае будут наблюдаться такие неприятные эффекты, как шелушение и постепенное разрушение лакокрасочного слоя.
- Акриловые аквалаки. Долговечные и надежные смеси, которые оставляют видимой структуру древесины. Подвержены такому процессу обработки, как колерование. Единственный существенный недостаток – плохое сопротивление механическим повреждениям, за счет чего покрывать панели на полу категорически не рекомендуется.
- Морилки. Специалисты достаточно редко пользуются этим составом, в отличие от обычных людей. Преимущество заключается в цене, однако использовать краску можно лишь на досках, не содержащих никаких повреждений. Это связано с тем, что морилки лишь меняют оттенок вагонки, но не закрашивают деревянную поверхность.
- Непрозрачные эмали. Они способны полностью изменить и закрасить структуру панелей. Для этого требуется высушить вагонку и нанести эмаль в несколько слоев, как минимум, в три. По этой причине требуется приобретать эмали в больших объемах, нежели все прочие декоративные составы.
Бесцветные грунтовки и пропитки защищают дерево от насекомых, грибков и бактерий, не изменяя его внешнего вида
Это далеко не весь список того, чем можно покрасить вагонку внутри дома. При выборе следует учитывать собственные возможности и пожелания. Выбор краски осуществляется для каждого конкретного случая отдельно. Важна порода дерева, которая использовалась для производства досок, уровень влажности в комнате. Так, краска для вагонки в обязательном порядке должна быть гипоаллергенной, если ей пропитываются внутренние помещения. Естественно, стоимость подобного состава несколько выше, однако переплачивать не придется, если требуется раствор для наружных работ.
Чем можно покрасить вагонку
Пред началом облицовочных работ древесина обязательно обрабатывается от развития грибка, действия влаги или солнца. Для продления срока действия антисептических пропиток вагонку периодически покрывают антипиренами и различными лаками.
Тип | Описание |
Антипирены | Уменьшают горючесть деревянной поверхности. При пожаре дерево медленнее будет проводить огонь, что поможет быстрее его затушить. Состав нетоксичен, практически не меняет расцветку материала. |
Антисептики | Предотвращают заражение спорами грибка, останавливают его развитие. В сухих помещениях на стыках панелей скапливается конденсат, который, соединяясь с пылью, помогает развитию микроорганизмов. Через время обработку бактерицидными средствами повторяют, поскольку они могут испаряться или вымываться. Есть смеси комплексного действия, которые одновременно убивают гнилостные образования и создают отталкивающий влагу барьер на поверхности дерева. Недостаток универсального средства – высокая цена, а преимущество – заменяет антисептик, морилку и лак. |
Льняное масло | Пропитка проникает глубоко в текстуру дерева, чем делает его в разы прочнее. Такой материал устойчив ко влаге, грибку, имеет выраженную фактуру и матовую поверхность. |
Отбеливатели | Помогают убрать с вагонки появившиеся тёмные следы, полоски, синюшные участки. Отбеливатели имеют разную эффективность и способ применения. Наносятся на проблемные участки, а затем смываются водой. |
Морилки | Защищают материал от вредных микроорганизмов, но меняется оттенок древесины. Чаще используются морилки, которые меняют цвет вагонки на тёмный. После нанесения на поверхности не образуется плёнка, состав впитывается в поры дерева на определённую глубину, за счёт чего чётко выделяется его структура. После пропитки морилкой поверхность надо покрыть лаком, чтобы она не казалась грязной. |
Олифы | Раньше была популярной пропиткой, но теперь ею пользуются значительно реже. Обработанная олифой поверхность через несколько лет становится тёмной и липкой. |
Лаки | Для внутренних работ применяются акриловые лаки, они нетоксичны и безопасны. Защищают поверхность и делают её привлекательней. Первый слой наносится бесцветным составом, а для повторного покрытия применяется смесь с пигментом. Лак может создавать матовые, глянцевые и полуматовые поверхности. |
Воски | Эффективно защищают дерево, придавая ему полуматовый отблеск. Бывают в твёрдом, жидком и водянистом состоянии. Перед применением твёрдый воск разогревается, остальные формы сразу готовы для работы. Недостаток – воск сложно нанести равномерно. Для облегчения процесса поверхность сначала грунтуется. |
Масляные краски | Применяются для украшения деревянных покрытий. Краситель глубоко проникает в структуру дерева, не допускает проникания в него влаги, а вот перед паром состав практически бессилен. Сохнет долго, со временем цвет поверхности тускнеет. Имеет резкий запах. |
Акрилаты | После окрашивания основанием долго не тускнеет, цвет не выгорает. Быстро сохнет и глубокого проникает в поверхность материала. Имеет высокие изоляционные характеристики по отношению к пару. Созданное покрытие не трескается из-за температурной деформации вагонки. Стоит дорого. |
Акриловые аквалаки | Экологичны, создают влагоустойчивое долговечное покрытие, которое не стирается, не тускнеет, защищает от микроорганизмов, УФ-излучения. Обработанная аквалаком вагонка выглядит эффектно и дорого. Аквалаки без запаха, поэтому подходят для внутренней отделки, детских комнат. |
4 этап – покрытие для вагонки (краска, лак)
Покрытие для вагонкиК выбору декоративного финишного покрытия (краски/лака) нужно подойти ответственно.
Что предпочтительнее лак или краска для деревянной вагонки? А если краска, то какая краска для вагонки лучше?
Для начала нужно определиться с тем, где будут проводиться работы (внутри/снаружи), какой эффект должен быть достигнут, какое качество окрашиваемой поверхности, какие требования по срокам, стоимости и т.п.
Выбираем, чем покрыть вагонку – виды краски и лака для окрашивания и пропитки древесины
1. Краска (непрозрачная эмаль) для вагонки
Масляная краска
Масляная краска для вагонкиПрактика показала, что краска на масляной основе служит долго и надежно защищает дерево от влаги. Она быстро сохнет, медленно меняет цвет. Краска имеет специфический запах, который быстро выветривается. Обновить такое декоративное покрытие на вагонке не составит труда.
Масляная краска обновляется каждые 5-6 лет. Это необходимо для придания краске блеска и устранения микротрещин, через которые влага может повредить вагонку.
Совет. После высыхания поверхность вагонки, окрашенная масляной краской, станет немного светлее. Поэтому изначально стоит выбрать более темный оттенок.
Акриловая или акрилатная краска
Акриловая краска для вагонкиОтличается отсутствие запахов, высокой скоростью высыхания. Применение этой краски не ограничивает время работы. Краска допускает нанесение при низкой температуре.
Поверхность вагонки, окрашенная акрилатной краской, долго не будет нуждаться в обновлении. Единственный недостаток краски – высокая цена.
2. Морилка (пропитка или декоративная лазурь)
Морилка для вагонкиПо сути это та же грунтовка, но только придающая древесине вагонки другой цвет или оттенок. Использование морилки для вагонки – это недорогой, но эффективный способ подчеркнуть структуру дерева.
Примечание. Морилка подходит для древесных поверхностей без дефектов.
3. Лак для вагонки
Относится к прозрачным покрытиям, что делает его незаменимым финишным покрытием, когда нужно сохранить естественную структуру дерева.
Акриловый аквалак для вагонки
Акриловый аквалак для вагонкиЭкологически чистый, быстросохнущий лак. Аквалак можно разбавлять водой. Применяется для окраски деревянной вагонки с наружной и внутренней сторон.
Совет: Аквалак подходит даже в том случае, если в доме проживает аллергик.
Алкидный лак для вагонки
Алкидный аквалак для вагонкиСоздает пленку на поверхности окрашиваемых панелей. Лак долго сохнет.
Применение алкидного лака оправдано в помещениях с высокой влажностью (кухня) или там, где повышенный износ вагонки (коридор).
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
Совет: Абсолютной прочностью, устойчивостью к УФ-излучению является покрытие вагонки яхтным лаком (яхтенный).
4. Масло-воск (или восковые краски)
Масло-воск для вагонкиНатуральное льняное масло-воск — это новинка на рынке покрытий для деревянной вагонки.
В процессе обработки вагонки воском, масло проникает глубоко в структуру дерева, а воск придает древесине красивый внешний вид.
Жидкая пластмасса для вагонкиПолностью лишает дерево его способности к микро-вентилированию, однако придает древесине футуристический вид. Чаще применяется для покрытия части поверхности вагонки, как декоративного элемента дизайна.
Выбор средства для покраски вагонки
Фасадная вагонка теряет вид из-за воздействия внешних факторов
Больше всего разрушатся вагонка на фасаде, т. к. на отделку действуют негативные факторы. Для продления срока эксплуатации применяют различную защиту, а декоративные краски и лаки повышают привлекательность строения.
Используют составы:
- предохраняющие (защитные) препараты;
- декоративные средства;
- краски для внутреннего применения.
Антипирены предназначены для снижения возгораемости дерева, такая пропитка является обязательной. Бактерицидные препараты и антисептики проникают вглубь и делают натуральный материал непривлекательным для жучков, грибков.
Защитные составы
Покрытие вагонки лаком
Предохраняют материал от действия ультрафиолетовых лучей, сырости, гнили, плесени. Их наносят на поверхность облицовки, независимо от дальнейшего декоративного покрытия.
Используют разновидности защитных средств:
- лаки;
- воск;
- масла;
- жидкую пластмассу;
- комбинированные препараты.
Лаки подразделяют на акриловые, синтетические, отдельно выделяют яхтный лак. Их выпускают с блеском, матовыми, делают прозрачными и с добавлением оттенка. Яхтный лак формирует стойкое защитное покрытие, при этом сохраняется рисунок волокон. Синтетические лаки более токсичные, с неприятным запахом, но их эффективность и невысокая стоимость становятся причиной популярности.
Альтернативой считают восковые, масляные или восково-масляные краски, изготовленные из натуральных ингредиентов, например, пчелиного воска и льняного масла. Составы дорого стоят, поэтому применяются в ответственных местах. Жидкую пластмассу применяют в качестве отдельных участков, т. к. она больше относится к декоративной категории, при этом полностью лишает дерево возможности дышать.
Декоративные краски
Масляные краски активно используют для обработки фасада. Средства отличаются резким запахом растворителя (сольвента, уайт-спирита), поэтому внутри их не применяют. Различают цветные краски и белила, густотертые (которые разводят) и жидкие (готовые к применению).
Свойства масляных составов:
- образуют паронепроницаемую пленку;
- длительно высыхают (24 – 48 часов);
- через 2 – 3 года теряют интенсивность окраски.
Эмали и краски на алкидной основе берут для работ внутри и снаружи дачи, летней кухни, бани, гаража. Производят в широком цветовом диапазоне, чаще с глянцевым эффектом на поверхности. Пленка под действием инсоляции постепенно тускнеет.
Олифы различают по вязкости, цвету, времени высыхания, прозрачности. Есть натуральные и композиционные составы, которые используют для окраски и декоративной пропитки под дальнейшую лакировку.
Краски для внутренних работ
Внутри квартиры, дома используют материалы, которые быстро сохнут, не имеют неприятного запаха. Чаще это составы на водной основе. Если в наименовании материала есть приставка «био», такой состав считают оптимально подходящим для применения внутри жилого домика в спальнях, кабинетах, гостевых и детских комнатах.
Используют разновидности:
- акриловые краски длительно сохраняют цвет, эластичные, не подвержены растрескиванию;
- водоэмульсионные — самые бюджетный вариант, но краску смешивают с пигментом и получают различные колеры;
- латексные — дорогие средства, образуют стойкую к химическим раздражителям пленку, водостойкую с постоянным цветом;
- морилки — пропитывают вагонку перед лакировкой.
Как правильно красить вагонку внутри: технология
Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.
Красят каждую дощечку вагонки отдельно
Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.
Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.
Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно
Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.
Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.
- Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
- Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.
- Валиком или кистью наносят состав. Для каждого типа покрытия есть свои моменты и особенности — они прописаны на банке или в сопроводительной инструкции. В общем, правила простые: берут немного краски, наносят единичными мазками вдоль вагонки по всей длине. Потом тщательно растирают, растушевывают до получения однородного цвета.
- Добившись равномерной окраски, оставляют сохнуть.
- После высыхания при необходимости шлифуют еще раз. Этот этап часто необходим при работе с укрывистыми красками и лаками. Первый слой ЛКМ поднимает ворс древесины, из-за чего та становится местами шероховатой. Этот ворс снимается повторной шлифовкой.
- Наносится второй слой ЛКМ. Сушится.
Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.
Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.
Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.
Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.
Технология нанесения покрытия на вагонку
При покраске вагонки необходимо приобрести:
- Защитный состав.
- Специальный лоток для него.
- Валик, кисточку или распылитель.
- Грунтовку.
- Очки для защиты глаз.
- При необходимости — лестницу.
- Пемзу для ошкуривания.
Прежде чем доска в доме будет покрываться любым составом ее необходимо подготовить:
- Хорошо высушить.
- Очистить.
- Ошкурить.
- Зашлифовать небольшие изъяны и неровности.
- Мелкие темные участки, имеющиеся на вагонке, следует тщательно очистить с помощью специальных составов, предназначенных для отбеливания древесины. Подойдут в этом случае «Иней» или «Сенеж Нео».
- После проведения процедуры отбеливания, материал нужно снова вымыть и высушить.
- Все доски покрываются грунтовкой, заполняющей ее поры. Помимо этого, применение грунтовки уменьшает расход последующего защитного покрытия. Идеальным вариантом, в этом случае будет придание грунтовке того же оттенка, который имеет лак, с одинаковым колером.
- Поверхность обрабатывается антисептиками и антипиренами.
После полного высыхания обшивки, можно приступать к нанесению на нее лака. Если площадь помещения большая, наносить лак можно с помощью распылителя.
Инструмент, для выполнения работ, каждый владелец выбирает сам с учетом материала и площади необходимой для покрытия. Однако считается, что красивое и качественное оно лучше всего получается после нанесения на поверхность кистью.
Технология нанесения смеси:
Состав необходимо хорошо перемешать, чтобы тонированный слой был равномерным.
- Покрытие остается до полного высыхания.
- Первый слой ошкуривается и наносится второй.
После нанесения таким способом лака на вагонку, она приобретет более глубокий и глянцевый оттенок.
Завершающий слой покрытия должен быть прозрачным. Проводить его ошкуривание не следует.
При окрашивании материала необходимо больше внимания уделить торцам панелей — это наиболее уязвимая часть элементов.
К покрытию вагонки любым составом смеси своими руками следует отнестись внимательно, все работы выполнять аккуратно и не спеша. При этом неукоснительно должна соблюдаться инструкция по применению выбранного средства.
Как выбрать цвет красителя
- В гостиной лучше использовать для покраски материалы подчёркивающие древесную текстуру и придающие ей золотисто-медового оттенка. Дополнительно можно использовать в оформлении яркого насыщенные цвета.
- На кухне лучше краски оранжевого, персикового, розового или жёлтого цвета.
- Кабинет обычно оформляется в холодных тонах либо дерево поддерживается в натуральном цвете. Комната обшивается ламелями, которые затем вскрываются лаком или воском.
- Для детских выбираются мягкие, спокойные, умиротворяющие тона. Не стоит подбирать кричащие, возбуждающие детскую психику тона.
- Для покраски спальни используются нейтральные, светлые оттенки или бесцветный лак.
Варианты цветовых решений для вагонки от компании Tikkurila.
Способы окрашивания вагонки
Лучше и проще (в смысле качества) «вагонку» красить до ее монтажа. В данном случае, слой краски получится без подтеков и равномерным покрытием.
Существует три метода нанесения краски.
При помощи малярной кисти
Для этой цели понадобится кисть с полужесткой щетиной, довольно мягким и обязательно ровным краем.
Действия чрезвычайно легки и просты:
- Открыв банку с краской, тщательно перемешать содержимое;
- Погружая кисть в краску, следить, чтобы она погрузилась не более, чем на 1/3 длины щетины;
- Окрай банки немного ее отжать;
- Мазки наносят легкими мазками;
- Процесс продолжить до полного окрашивания изделия.
Окрашивание валиком
Потребуется узкий валик, ворса которого будет средней длины, и малярный лоток.
Поэтапное выполнение работы:
- Также открыть емкость и перемешать краску;
- Краску налить в лоток;
- Валик погрузит на половину высоты ролика;
- Прокатать валик по рифленой части лотка, слегка отав излишки краски;
- Нанести слой на поверхность.
Малярным валиком можно покрасить большую поверхность быстрее, чем кисточкой.
Использование краскопульта
Его применяют при смонтированном фасаде. Такая техника позволит самые труднодоступные участки. Однако без малярной кисти не обойтись, она пригодится для покраски плоскости около дверных и оконных проемов.
При покраске очень полезно придерживаться советов мастеров.
- Во-первых, краску следует наносить тонким слоем, делать непрерывные движения кончиками кисти.
- Во-вторых, один толстый слой менее долговечен, чем несколько тонких пластов.
- В-третьих, для труднодоступных мест использовать тонкую кисть с поперечником не более пяти сантиметров.
- В-четвертых (очень важная рекомендация), финишный слой лучше нанести сверху вниз. Такая методика позволит избавиться от нежелательных следов на поверхности «вагонки», которую только что покрасили, а также достичь эффективно ровного покрытия.
Существует две группы составов, предназначенных для обработки «вагонки» из древесины.
К первой серии функциональных смесей относят олифу, разновидности лаков, антисептические и бактерицидные препараты, антипирены. Эта категория соединений направлена на защитную функцию «вагонки» от различных негативных факторов.
Вторая серия – декоративные краски и эмали используется при изменении дизайна помещений.
Для данного отделочного материала, используемого в саунах или банях, выпускают специальные лаки, пропитки, способные предохранить покрытие от повреждений влагой, накопления грязи
Такие составы не выделяют вредных летучих элементов при нагревании, что очень важно в условиях таких строений.
Чтобы добиться высокого уровня качества покраски, желательно прислушаться к советам специалистов или же пригласить мастеров. Однако покраска – не такой уж сложный процесс, чтобы не справиться собственными силами.
На что акцентировать внимание:
- Перемешивание краски перед началом работы должно быть скрупулезным. В противном случае на поверхности цвет и блеск красочного покрытия может существенно разниться. А это нарушит красивый вид изделия.
- Желателен пробный окрас. Используется участок доски, которая не будет задействована в облицовке. Эта процедура поможет сориентироваться в цветовой гамме. Проба делается кистью, краска наносится тонким слоем.
- Грунтовке лучше придать цвет, соответствующий основному колеру окрашиваемой поверхности.
- Оптимальным погодным условием покраски «вагонки» является легкая облачность, отсутствие ветра и невысокая плюсовая температура.
- Более тщательно следует относиться к покраске торцов доски. Предполагается нанесение нескольких слоев как грунтовочного состава, так и лакокрасочного покрытия.
- Чаще всего для очередной покраски материала используют аналогичное покрытие, присутствующее на «вагонке» ранее.
- Типы красок определяются, в основном, визуально.
Соблюдая советы и рекомендации квалифицированных мастеров, покраска отделочных материалов своими руками обязательно будет выполнена качественно, а срок эксплуатации покрытия порадует долголетием. Удачных работ.
Как правильно красить вагонку внутри: технология
Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.
Красят каждую дощечку вагонки отдельно
Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.
Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.
Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно
Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.
Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.
- Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
- Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.
Работать удобнее шлифовальной машинкой - Валиком или кистью наносят состав. Для каждого типа покрытия есть свои моменты и особенности — они прописаны на банке или в сопроводительной инструкции. В общем, правила простые: берут немного краски, наносят единичными мазками вдоль вагонки по всей длине. Потом тщательно растирают, растушевывают до получения однородного цвета.
- Добившись равномерной окраски, оставляют сохнуть.
- После высыхания при необходимости шлифуют еще раз. Этот этап часто необходим при работе с укрывистыми красками и лаками. Первый слой ЛКМ поднимает ворс древесины, из-за чего та становится местами шероховатой. Этот ворс снимается повторной шлифовкой.
- Наносится второй слой ЛКМ. Сушится.
Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.
Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.
Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.
Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.
Зачем красить вагонку
В первую очередь разберемся можно ли красить вагонку и зачем вообще это делать? Так как данный материал представляет собой не что иное, как тонкую отделочную доску, то красить его не только можно, но и нужно.
Существует два варианта покраски:
- Материал покрывается защитным лаком, чаще всего колерованным, что позволяет придать древесине определенный оттенок и сохранить ее внешний вид на протяжении долгого времени.
- Покраска древесины, которая утратила свою привлекательность. В этом случае отделка будет выглядеть, конечно же, не так естественно, но за то, вполне привлекательно.
Со временем древесина теряет свою привлекательность
Подготовка к покраске
Процесс покрытия лаками, как и окраска потолка из вагонки не доставляет особых сложностей. Предварительная подготовка поверхности к декорированию упростит процедуру.
Пошаговая работа выглядит так:
- Очистить потолочное покрытие от загрязнений: помыть водой с содой, мылом.
- Если на вагонке уже есть краска, то ее счищают малярным скребком.
- Неисправные, порченые ламели заменяются.
- После просушки поверхность шлифуется пемзой или наждаком сначала фракции № 100-120, затем № 400 и более – мелкая наждачка устранит заусенцы древесины, облегчит нанесение краски.
- Грунтовка наносится на всю поверхность, особенно тщательно обрабатываются швы. Грунтовать поверхность необходимо для повышения адгезии – так краска точно не облупится.
Инструменты и материалы для работы
Чтобы выполнить декорирование потолочной облицовки потребуются следующие инструменты и материалы:
- тара под краску;
- перчатки;
- стремянка или прочная основа;
- абразив (пемза, наждак);
- набор кистей разной ширины;
- составы для снятия старого покрытия (краски);
- шпатель;
- щетка жесткая;
- малярный лоток;
- материал для обработки древесины.
Исправление ошибок покраски и ремонт крашеного потолка
Необходимо прочитать инструкцию по применению состава и обеспечить оптимальные условия нанесения смеси. Некоторые краски, лаки нельзя наносить при открытых окнах для предупреждения неравномерности высыхания слоя.
Технология покраски
Как красить потолок из вагонки:
- Для работы потребуется кисть узкая – прокрашивать трудные места, зазоры и широкая кисть или валик для основной площади.
- Движения инструмента должны быть ровными, без сильного нажима.
- Нанести состав, растушевать по поверхности, получив однородный цвет, оставить сохнуть.
- При необходимости прошлифовать поверхность, особенно при использовании укрывистых красок, лаков.
- Нанести второй слой состава, оставить сохнуть.
Затем можно нанести третий и последующие слои. Главное правило – смеси на кисти не должно быть много, чтобы она не стекала по рукам. Наносится минимальное количество краски, затем хорошо растушевывается. Если остались пятна, в этом месте древесина впитывает плохо. Добиться ровности слоя поможет предварительная грунтовка вагонки.
Если нужна покраска с сохранением текстуры дерева, используется лазурь, воск. Смеси плотные, ложатся с полным покрытием волокна, но выгодно подчеркивают выпуклость ламелей. Наносить валиком, кистью, причем на кисти лазури и воска должно быть очень мало – придется растягивать по поверхности. После нанесения смесь оставляется до частичного впитывания (5-10 минут), затем поверхность шлифуется мягкой тканью. Снимая остатки масла, пользователь получает текстурный рисунок, а бороздки затягиваются пигментом – так достигается эффект браширования вагонки.
Создание еще одного эффекта «беленого дуба» требует следующих процессов:
- Использовать морилку типа: «беленый дуб», «иней». Состава нужно немного, чтобы крашеная вагонка на потолке не начала шелушиться. Наносится много тонких слоев, причем каждый последующий только после полного высыхания предыдущего.
- Воск с маслом такого же названия также позволят покрасить потолок из вагонки в белый цвет. Нанесение в 2 слоя, если оттенок невыраженный и в 1 слой с затиркой безворсовой тканью, если пигмент яркий.
- Грунтовка полиуретановая «белая» очень хорошо помогает создать нужный эффект, но ее требуется разводить разбавителем. Поэтому такой состав со временем пожелтеет. Лучше использовать акриловую грунтовку с теми же показателями – она дольше остается белой, но оценивается выше полиуретановой смеси.