Судовые топлива
Судовые топлива предназначены для использования в судовых энергетических установках (СЭУ). По способу получения, судовые топлива подразделяются на дистиллятные и остаточные.
Судовые топлива зарубежного производства должны отвечать требованиям международного стандарта ISO 8217:2010 «Нефтепродукты. Топливо (класс F). Технические требования к судовым топливам». С целью унификации зарубежных и отечественных стандартов, обеспечения удобства бункеровки иностранных судов в отечественных портах, был разработан и введен в действие ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010) «Топлива судовые. Технические условия». Стандартом предусматривается выпуск в оборот двух видов судовых топлив:
- судовых дистиллятных топлив марок DMX, DMA,DMZ и DMB;
- судовых остаточных топлив марок RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500 и RMK 700.
Основные характеристики показателей качества судовых топлив приведены в таблицах 2 и 3.
Топливо марок DMX, DMA,DMZ должны быть чистыми и прозрачными, если они подкрашены и непрозрачны, то в этом случае содержание воды в них не должно превышать 200 мг/кг, при определении методом кулонометрического титрования по Фишеру в соответствии с ИСО 12937:2000 «Нефтепродукты. Определение содержания воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру».
Требованиями ТР ТС 013/2011 для судовых топлив установлены предельные значения показателей массовая доля серы в % и температуры вспышки в закрытом тигле. До 2020 года массовая доля серы не должна превышать 1,5%, а с января 2020 года данный показатель будет ограничен до 0,5%. Температура вспышки в закрытом тигле для всех марок судовых топлив не должна быть менее 61 °С.
Таблица 2
Наименование показателя | Норма для марок | Метод испытания | |||
DMX | DMA | DMZ | DMB | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с, | 1,400-5,500 | 2,000-6,000 | 3,000-6,000 | 2,000-11,000 | ГОСТ 33 или ГОСТ Р 53708 |
2 Плотность при 15 °С | – | ≤ 890,0 | ≤ 900,0 | ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675, ИСО 12185:1996 | |
3 Цетановый индекс | ≥ 45 | ≥ 40 | ≥ 35 | ИСО 4264:2007 | |
4 Массовая доля серы, % | ≤ 1,0 | ≤ 1,5 | ≤ 2,0 | ГОСТ Р 51947, ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, ИСО 8754:2003 | |
5 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С | ≥ 61 | ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 ГОСТ 6356 | |||
6 Содержание сероводорода, мг/кг | ≤ 2,0 | ГОСТ Р 53716, IP 570/2009 IP 399/94 | |||
7 Кислотное число мг КОН/г | ≤ 0,5 | АСТМ Д 664-2006 | |||
8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс | – | ≤ 0,10 | ГОСТ Р ИСО 10307-1, ГОСТ Р 50837.6 | ||
9 Стабильность к окислению, г/м3 | ≤ 25 | ГОСТ Р ЕН ИСО 12205 | |||
10 Коксуемость 10% остатка, % масс | ≤ 0,30 | – | ИСО 10370:1993 АСТМ Д 4530-07 | ||
11 Коксовый остаток, (микрометод), % масс | – | ≤ 0,30 | ИСО 10370:1993 АСТМ Д 4530-07 | ||
12 Температура помутнения, °С | ≤ Минус 16 | – | ГОСТ 5066 | ||
13 Температура текучести, °С – зимой – летом | ≤ Минус 6 ≤ 0 | ≤ 0 ≤ 6 | ГОСТ 20287 ИСО 3016:1994 АСТМ Д 97-09 | ||
14 Содержание воды, % объемных | – | ≤ 0,30 | ГОСТ 2477 | ||
15 Зольность, % | ≤ 0,010 | ГОСТ 1461 | |||
16 Смазывающая способность. Скорректированный диаметр пятна: при 60 °С, мкм | ≤ 520 | ГОСТ Р ИСО 12156-1 |
Таблица 3
Наименование показателя | Норма для марок | Метод испытания | ||||||||||
RMA 10 | RMB 30 | RMD 80 | RME 180 | RMG 180 | RMG 380 | RMG 500 | RMG 700 | RMK 380 | RMK 500 | RMK 700 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 Кинематическая вязкость при 50 °С, мм2/с | ≤ 10,0 | ≤ 30,0 | ≤ 80,0 | ≤ 180 | ≤ 180 | ≤ 380 | ≤ 500 | ≤ 700 | ≤ 380 | ≤ 500 | ≤700 | ГОСТ 33 или ГОСТ Р 53708 |
2 Плотность при 15 °С | ≤ 920,0 | ≤ 960,0 | ≤ 975,0 | ≤ 991,0 | ≤ 1010,0 | ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675 | ||||||
3 Расчетный индекс углеродной ароматизации ССAI, | ≤ 850 | ≤ 860 | ≤ 870 | |||||||||
4 Массовая доля серы, % | ≤ 1,5 | ГОСТ Р 51947, ГОСТ Р ЕН ИСО 14596 | ||||||||||
5 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, | ≥ 61 | ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 ГОСТ 6356 | ||||||||||
6 Содержание сероводорода, мг/кг | ≤ 2,0 | ГОСТ Р 53716, IP 570/2009 IP 399/94 | ||||||||||
7 Кислотное число мг КОН/г, не более | ≤ 2,5 | АСТМ Д 664-2006 | ||||||||||
8 Общий осадок со старением, % масс | ≤ 0,10 | ГОСТ Р 50837.6 | ||||||||||
9 Коксовый остаток (микрометод), % масс, не более | ≤ 2,50 | ≤ 10,00 | ≤ 14,00 | ≤ 15,00 | ≤ 18,00 | ≤ 20,00 | ИСО 10370:1993 АСТМ Д 4530 | |||||
10 Температура текучести, °С, не выше – зимой – летом | 0 6 | 0 6 | 30 30 | ГОСТ 20287 ИСО 3016:1994 АСТМ Д 97-09 | ||||||||
11 Содержание воды, % объемных | ≤ 0,30 | ≤ 0,50 | ГОСТ 2477 | |||||||||
12 Зольность, % | ≤ 0,040 | ≤ 0,070 | ≤ 0,100 | ≤ 0,150 | ГОСТ 1461 | |||||||
13 Содержание ванадия, мг/кг | ≤ 50 | ≤ 150 | ≤ 350 | ≤ 450 | IP 501:2005 IP 470:2005 ИСО 14597:1999 | |||||||
14 Содержание натрия, мг/кг | ≤ 50 | ≤ 100 | ≤ 50 | ≤ 100 | IP 501:2005 IP 470:2005 | |||||||
15 Содержание Al, Si, мг/кг | ≤ 25 | ≤ 40 | ≤ 50 | ≤ 60 | IP 501:2005 IP 470:2005 ИСО 10478:1994 | |||||||
16 Отработанные смазочные масла (ОСМ): Ca и Zn, Са и Р, мг/кг | Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считают содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий: Содержание Ca больше 30 мг/кг и Zn больше 15 мг/кг или содержание Ca больше 30 мг/кг и P больше 15 мг/кг | IP 501:2005 IP 470:2005 IP 500:2003 |
Просмотров: 74
Устройство и принцип работы
Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.
Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.
Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:
Дизельный котел – довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации – иначе дорогостоящего ремонта не избежать.
- Топливный насос подает горючее в горелку;
- Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
- Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
- В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.
Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.
Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.
Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:
- Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
- Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
- Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
- Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.
Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.
Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.
Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.
Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.
Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.
В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.
Дизельный вариант отопительных котлов
Свои конкурентные преимущества есть и у жидкого топлива. Хоть солярка стоит уже и недешево, но популярностью пользуется установка котлов с дизельными горелками в «режиме ожидания», когда магистральный газ планируют подвести к дому в ближайшем будущем, но когда точно оно наступит никто не знает. Как только газ подведут к дому горелку меняют на газовую, а дизельная остается в резерве, что обеспечивает системе отопления более высокую надежность. Жидкотопливные котлы выпускают многие компании: ACV, BAXI, BIASI, BUDERUS, СНАРРЕЕ, СТС, DAKON, DE DIETRICH, FERROLI, FONDITAL, KITURAMI, LAMBORGHINI, MORA, PROTHERM, ROCA, SIME, VAILLANT, V IE S SM AN N , WOLF, КИРОВСКИЙ ЗАВОД.
Жидкотопливные модели отопительных котлов:
Buderus Logano G125SE — напольный жидкотопливный котел | DE DIETRICH GT 120 — напольный жидкотопливный (газовый) котел |
VIESSMANN Vitorond 200 — жидкотопливный (газовый) котел с газовой или жидкотопливной горелкой | Wolf CNK — жидкотопливный (газовый) котел с наддувной газовой или жидкотопливной горелкой |
Стоимость модели Viessmann Vitola 200 VB2A (мощность 33 кВт) от 75000 руб., а отечественного дизельного котла КЧМ-5-К-38 (38 кВт) — около 55000 руб. Для хранения жидкого топлива устанавливают емкости (обычно пластиковые, блочного типа). В самой котельной допустимо поставить бак объемом не более 750 л. Такую емкость можно приобрести за 10000 руб. В Подмосковном регионе дизельное топливо поставляется за 23000 руб. за тонну. Но цены на дизель постоянно меняются в зависимости от цен на нефть и сезона.
Нужно отметить еще один важный фактор, пусть и не финансовый: солярка имеет устойчивый запах, который будет постоянно присутствовать в бойлерной и к этому надо быть готовым.
Наиболее близки к газовым котлам по техническим и функциональным характеристикам жидкотопливные котлы, что объясняется следующими факторами:
1) Высокий КПД. Этот показатель у дизельного и газового котла практически одинаков и достигает 91-92%.
2) Возможность автономной работы котельной на дизельном топливе. Выбор панелей управления — от самой простой механической до программируемой погодозависимой.
3) Возможность быстрого перевода котла с жидкого топлива на газ в случае его подключения.
4) Экологические показатели жидкотопливных котлов, конечно, немного ниже, чем у газовых, однако они не являются критичными. К минусам данного оборудования относятся довольно высокие затраты на организацию и эксплуатацию котельной.
Обслуживание дизельного котла
Техническое обслуживание дизельных котлов выполняют для надежной и безаварийной работы котельной. Такие объекты относятся к повышенной опасности, поэтому владельцам нужно выполнять все правила эксплуатации в соответствии с установленными нормативами.
Сажеотложения на поверхностях нагрева в 1 см снижает мощность ДК на 20-30%, а следовательно увеличивает расход топлива. Кроме того могут выходить элементы из строя при поломках поверхностей нагрева из-за коррозионных повреждений и накипи. Очистку проводят самостоятельно или привлекают специалистов сервисного центра, что предпочтительнее, поскольку они могут провести чистку дизельного котла и полную диагностику оборудования.
Сервисные центры имеют специального приборы для проверки работоспособности и выявления дефектов, которые не видны невооруженным взглядом.
Например, ДК, обычно, изготавливаются из высокопрочного чугуна, несмотря на то, что материал очень устойчив к коррозии и к тепловым нагрузкам, с течением времени появляется «усталость» материала которая приводит к образованию микротрещин на поверхностях нагрева и которые незаметны без специальных приборов.
Источник фото: applianceaide.com
На современных дизельных котлах устанавливается сложная микропроцессорная автоматика, обеспечивающая управление процессами горения, включая растопку и обслуживания. Ее работа связана с надежной поставкой электричества, в противном случае она заблокирует работу.
Кроме того частые отключения электроэнергии могут стать причиной вывода из строя контроллера и вызвать программные ошибки. Неправильное подключение из-за перефазировке также приводят к сбою в работе программ.
Для надежной работоспособности котельного оборудования необходимо проверить, чтобы котел был хорошо заземлен, а в здании был установлен резервный генератор.
Жидкотопливный котёл
Если доступа к газу нет, то обратите внимание на котлы, работающие на жидком топливе (мазут, солярка, керосин, дизельное топливо, отработанное масло). Недостатком таких котлов принято считать неприятный запах выбросов, но у качественных современных моделей такой проблемы нет
Неприятным моментом здесь будут большие текущие расходы: дороже только электричество. Если вы хотите, чтобы оборудование служило много лет, – предъявляйте высокие требования к качеству топлива. Полезно использовать специальные фильтры для дизельного топлива. Кроме того, котёл на жидком топливе требует большего ухода, чем газовый, так как на его стенках оседает зола и сажа. При определенном слое сажи котёл начинает расходовать больше сырья, а тепла отдавать меньше. Техобслуживание такого оборудования требуется постоянно, а стоит недешёво.
Выбирая котёл на жидком топливе, решите где это топливо хранить и подумайте о пожарной безопасности. От резервуара для хранения может исходить неприятный запах, если он находится в помещении котельной – необходимо организовать принудительную вентиляцию. Можно закопать бак в землю – это дополнительные затраты, зато большие размеры хранилища позволят реже пополнять запасы.
Но есть у такого котла и свои достоинства: безопасность и, как следствие, отсутствие необходимости согласования его установки (по сравнению с газовым), большая автоматизация (по сравнению с твердотопливным).
Правила монтажа дизельного котла
Установка дизельного котла — это сложный технологический процесс, который могут выполнить только обученный персонал. Монтажно-строительные работы, выполняют в полном соответствии с нормативными документами пожарной, санитарной и экологической безопасности. Весь комплекс наладочных мероприятий современных ДК выполняют с использованием программного обеспечения.
Для устройства дизельных котлов Китурами нужно оборудовать котельную, установить топочный бак, вывести дымоход в окружающую среду и обвязать трубную систему. Здание из-за шума и запахов соляры, рекомендуется выполнять в отдельностоящем помещении со звукоизоляцией.
Схема обвязки ДК
Площадь должна быть достаточной, чтобы установить топливную емкость, если нет такой возможности, то бак с теплоизоляцией устанавливают рядом с подъездным путем. Если система топливоподачи получится длинной, нужны будут горелками с большой мощностью всасывания и выполнить утепление трубопроводов от бака к котлу.
Требования к установке ДК :
- Помещение — нежилое с необходимым размером площади, оборудованное освещением и вытяжной вентиляцией.
- Размещение напольных дизельных котлов непосредственно в жилых зданиях, выполняют только на негорючей основе. Стены также отделываются с использованием негорючих материалов, например, облицовочной плитки из керамики.
- Автоматика безопасности, для защиты ДК, при превышении рабочих показателей теплоносителя по давлению, температуре и загазованности котельного зала.
- Обязательная установка системы вентиляции, с производительностью не менее трехкратного обмена воздуха в течение часа.
- Дополнительная установка резервного электропитания.
Примерный расход дизельного топлива на отопление дома
Для примера рассмотрим расход дизельного топлива на отопление дома 100 м². Расчеты проводятся по следующей схеме:
- Средняя мощность стандартного котла определяется в 10 кВт.
- Приблизительный расход горючего – 1 кг за 1 час.
- Умножив мощность, указанную в паспорте оборудования, на 0,1 – получим количество дизеля, необходимое на один час.
Дизельное топливо для отопления дома, цена которого находится, несомненно, выше стоимости газа, расходуется не все время. Рабочий цикл предусматривает 50% активной работы котла и 50% «спящего» режима. Итого в среднем выходит около 4500 килограмм солярки в год. Таким образом, если купить летнее или зимнее дизтопливо оптом, то можно не только сократить расходы, но и обеспечить бесперебойную работу отопительного устройства, не заботясь о посещении котельной.
Дизельное топливо – выгодный и эффективный способ обогрева
Если возникла необходимость приобрести летнее или зимнее дизельное топливо для дома, купить его проще всего, обратившись в . Здесь можно получить профессиональную консультацию по использованию и хранению ГСМ, а также заказать доставку любого объема горючего. Обращайтесь!
Преимущества и недостатки
При установке дизельного котла не нужно получать специальное разрешение, как в случае с газовым оборудованием. Кроме того, дизельный котел имеет высокий КПД. Как отмечалось выше, этот коэффициент достигает уровня 95-98% в зависимости от марки и модели устройства.
Выбор оборудования по мощности очень широк, и в ассортименте можно найти технику, подходящую для отопления как малых, так и больших пространств.
Минусы в особенностях
При установке жидкотопливного оборудования нужно придерживаться определенных рекомендаций: отвести под котел помещение с высотой потолков не меньше 2,5 метров и заглубить резервуар с запасом горючего в землю. Если владелец частного дома хочет монтировать агрегат в подвале, то это возможно при условии, что оттуда имеется отдельный выход на улицу. При переоборудовании дизельного котла в газовый необходимо получить соответствующее разрешение.
Оборудование, работающее на жидком топливе, производит много шума. Устанавливать технику лучше в помещениях с хорошей звукоизоляцией. Также от агрегата может исходить неприятный запах, поэтому технику рекомендуется держать подальше от жилых комнат. Другие виды котлов, за исключением газовых, менее «привередливы» к месту расположения и условиям работы. Особенно отличилось электрическое оборудование: его можно применять для обогрева не только загородного дома, но и жилой квартиры.
Характеристики дизельных котлов отопления
На практике дизельные котлы для отопления частного дома применяются только в том случае, если имеется доступ к дешевому топливу. Это связано с относительно большим расходом энергоносителя
Особое внимание обращается на качество топлива, его состав и организацию хранения
Потребитель должен знать, как работают дизельные котлы отопления. В конструкции котла есть горелка, которая схожа с аналогичным компонентом дизельного двигателя. После фильтрации и подогрева топливо под давлением поступает в форсунку, где происходит мелкодисперсное распыление. Для поддержания процесса горения нагнетается воздух. После поджигания смеси формируется равномерное пламя. Регулировка интенсивности горения выполняется за счет уменьшения (увеличения) подачи топлива и воздуха.
Современные экономичные дизельные котлы отопления характеризуются надежностью работы, высоким КПД и относительно небольшими габаритами. Но как и все приборы теплоснабжения они имеют положительные и отрицательные стороны эксплуатации.
- Высокое значение КПД. Современные котлы отопления на дизельном топливе комплектуются эффективными турбоциклонными горелками. Они обеспечивают дожиг угарных газов, тем самым оптимизируя расход топлива;
- Безопасность эксплуатации. Все дизельные котлы отопления Kiturami имеют многоступенчатую систему безопасности. В отличие от бензина, дизельное топливо не выделяет большое количество паров для воспламенения вне горелки;
- Не нужно оформлять разрешительную документацию для установки и дальнейшей эксплуатации для напольного или настенного дизельного котла отопления.
Во многом на эти качества влияет схема подключения дизельных котлов отопления и соблюдение правил эксплуатации.
Однако отопление дома на дизельном топливе невозможно без следующих отрицательных факторов:
- Сложность организации хранения топлива, его дополнительная очистка и система подачи в горелку;
- Специфический запах. Отопления частного дома на дизельном топливе не будет полностью герметичным. В любом случае небольшая часть паров будет попадать в помещение;
- Шум. Модели дизельных котлов с вентиляторами создают большой уровень шума. У конструкций с турбинами он меньше, но все равно присутствует;
- Обеспечение условий хранения энергоносителя. Специфика дизельного топлива заключается в увеличении густоты, если температура среды меньше +5°С. Для решения этой проблемы многие производители дизельных котлов для отопления частного дома добавили в конструкцию горелки камеру предварительного разогрева топлива.
Самостоятельное проектирование этого типа теплоснабжения подразумевает вычисление расхода дизельного топлива на отопление дома, подбор оптимальной модели котла. Но сначала специалисты рекомендуют ознакомиться с предлагаемыми конструкциями.
Где хранить топливо?
Для хранения горючего можно использовать полимерные (стеклопластик) и стальные емкости.
Если емкость с топливом установлена в котельной, то по нормам ее объем не должен превышать 800 л.
На весь отопительный сезон такого объема, как правило, не хватает, поэтому возле дома обычно устанавливают более серьезный резервуар – вместительностью от 2 до 4 тыс. л.
Емкость с топливом должна быть защищена от промерзания, иначе ее содержимое станет слишком вязким. Расположенные на улице резервуары не только утепляют, но и часто закапывают в грунт.
Следует учесть, что сильно полегчавшая к весне бочка может быть вытолкнута на поверхность грунтовыми водами, так что если они поднимаются достаточно высоко, емкость нужно привязать к уложенной на дно котлована железобетонной плите.
Как сэкономить?
Уменьшить затраты на отопление помогут следующие приемы:
- Хорошенько утеплите дом и установите вместо обычных окон стеклопакеты.
- Установите в комнатах и подключите к котловой автоматике термостаты. Благодаря им, котел будет производить необходимое количество тепла.
- Регулярно очищайте теплообменник от сажи.
- Чтобы техника работала с наибольшим КПД, эксплуатируйте ее на максимальной мощности.
На первый взгляд, такая рекомендация кажется невыполнимой, ведь самая низкая наружная температура, в расчете на которую и выбирается мощность котла, наблюдается лишь незначительную часть отопительного периода. Тем не менее, возможность эксплуатировать дизельный котел в номинальном режиме все же есть.
Можно предложить два варианта:
- Установить два котла: один – основной, рассчитанный на среднезимнюю температуру; второй – маломощны. «Младший брат» будет поддерживать «старшего» в сильный мороз и подменять его в межсезонье. Таким образом, оба агрегата почти все время будут работать на максимальных оборотах, следовательно, и КПД у них будет максимальным (у разных моделей – от 91% до 95%).
- Котел установить один, с мощностью, достаточной для самой низкой температуры; но между ним и системой отопления установить теплоаккумулятор. Последний представляет собой большую утепленную емкость (для дома средних размеров потребуется объем более 1 куб. м), заполненную перегретым теплоносителем.
Схема работает так:
- котел работает на максимальной мощности, нагревая теплоноситель в аккумуляторе до очень высокой температуры. Когда аккумулятор будет «заряжен», котел отключается;
- контур отопления оснащается узлом подмеса.
Пока теплоноситель остается достаточно горячим, он циркулирует в контуре по замкнутой траектории. Если же он остынет — сработает термодатчик, клапан в узле подмеса откроется и в контур попадет порция сверхгорячего теплоносителя из аккумулятора.
Конструктивные особенности жидкотопливных котлов
Котел на дизельном топливе по своему устройству и принципу работы напоминает газовый агрегат, однако имеет ряд характерных особенностей. Вне зависимости от фирмы изготовителя, в конструкцию большинства жидкотопливных теплообразующих устройств входят следующие основные элементы:
- камера сгорания;
- теплообменник;
- дизельная горелка;
- топливный насос;
- управляющая автоматика;
- система дымоотвода.
В зависимости от типа котла и производителя все основные элементы могут быть собраны как в едином корпусе, так и иметь раздельную конструкцию.
Камера сгорания жидкотопливного котла чаще всего имеет форму цилиндра и имеет надежную теплоизоляцию снаружи.
Теплообменники в большинстве случаев представляют собой рекуператоры, в которых теплота горячих газов передается на теплоноситель через разделяющую стенку. Материалами изготовления теплообменников для жидкотопливных агрегатов служат: медь, чугун, простая и высоколегированная сталь.
Например, двухконтурный дизельный котел имеет сразу два теплообменника, причем, сделаны они могут быть из разных материалов. Один контур с теплоносителем обогревает дом, второй обеспечивает домовладение горячей водой.
На рынке теплового оборудования для бытового использования можно встретить дизельное оборудование, в комплектацию которого входит два вида горелок: для дизельного горючего и для газа. Это делает возможным работу котла на различных видах топлива — как на продуктах нефтепереработки, так и на газе. Заменить горелку в комбинированном котле вполне по силам самому, однако его подсоединение обязательно требует присутствия техперсонала газовой службы и наличия разрешительной документации.
Жидкотопливные горелки могут иметь различную конструкцию. Главное, чтобы форсунка обеспечивала правильное (конусообразное) распыление топлива под нужным углом, и его эффективное горение.
Для обеспечения горения топлива необходимы следующие элементы:
- топливный насос;
- форсунка;
- фильтр тонкой очистки;
- манометр;
- датчик температуры теплоносителя;
- пульт управления.
Дизельный одноконтурный котел предназначен только для отапливания и имеет по сравнению с двухконтурным агрегатом менее сложную систему автоматики. Практически все бытовые дизельные тепловые агрегаты энергозависимы и требуют подключения к стационарной или автономной системе электроснабжения, как электрокотлы. При подключении автоматических устройств, работа жидкотопливных агрегатов не требует вмешательства человека. Необходимо только вовремя пополнять запасы топлива и проводить периодическое обслуживание оборудования.
Система дымоотвода жидкотопливного котла может иметь как обычный вид, когда воздух в горелку засасывается непосредственно из помещения, так и иметь коаксиальное строение. Коаксиальный дымоход обеспечивает приток воздуха в камеру сгорания с улицы, одновременно подогревая его. Такие известные производители как Будерус (Buderus) и Китурами(Kiturami) отдают предпочтение коаксиальным конструкциям.