Готический стиль в архитектуре

Декор

Одна из самых заметных и важных частей фасада таких строений — декор. Здесь должны преобладать фиолетовые, синие, красные, серые, черные, зеленые и желтые тона. Однако, это относится только к интерьерам. Основная внешняя часть стен не окрашивается или для нее подбирается неяркий цвет, который служит фоном остальным украшениям. Важнейшие из них – барельефы и скульптурные композиции.

Создавать их по традиционной технологии очень дорого и прослужат они не так долго, как хотелось бы. Мастеров, способных создать украшения «на века», сейчас почти не осталось. Выходом станут современные имитации барельефов, скульптур и разных других элементов из пенопласта со специальным покрытием или полистирола.

Окна также станут частью внешнего и внутреннего оформления. Благодаря витражам, они выглядят очень красиво. В средние века и даже позже, созданием витражей занимались мастера своего дела и все они были произведениями искусства. Сейчас технологии позволяют создать витражное остекление намного проще и для этого не всегда нужны навыки художника.

Собор

Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.

Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Готика в XX веке

В начале XX века ещё появлялись готические строения (особенно в США), но это были скорее отголоски прошлой эпохи. Со временем стиль снова утратил свою популярность. Дело в том, что готика – стиль очень сложный и дорогостоящий. В эпоху конструктивизма, рационального использования материалов, пространств и массовой застройки готика никак не вписывается. Тем не менее в области дизайна интерьеров до сих пор иногда применяют отдельные средневековые элементы, но их всё равно стараются вписывать в современный интерьер. Ниже, несколько примеров того, как дизайнеры адаптируют к современным квартирам и домам отдельные готические детали.   

XIX век – возрождение готики. Церковные постройки

В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.

Кёльнский собор был достроен только в 19 веке

С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.

Интерьер церкви св. Эгидия в Чилде

Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.

Крупнейшие и значительные постройки:

  1. Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
  2. , 1900-1990, США
  3. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  4. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.

Готические замки средневековья, светские строения

Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.

Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Крупнейшие постройки:

  1. , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
  2. Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
  3. Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
  4. Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
  5. , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
  6. Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
  7. Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
  8. Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).

Владиславский зал в старом дворце Пражского града

В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).

За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.

Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.

    Фасад в готическом стиле

    «Портал» в готическом стиле

    «Роза» в готическом стиле

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

  • Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

  • Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Стиль: современный средневековый замок — отличительные черты.

Каким бы древним не выглядел ваш замок, он должен быть функциональным с точки зрения современной жизни. Наши строения отвечают всем необходимым требованиям и нормам строительства. Наличие внутренних несущих стен обеспечивает надежность строения и позволяет в дальнейшем по желанию хозяев проводить внутреннюю перепланировку пространства. Внутри дома осуществляется монтаж всех необходимых коммуникаций.

Гараж, котельная, входная зона, помещения дневного пребывания и кухня на первом этаже, а на втором — спальни, кабинет, санузел. Это часто применяемая планировка, но можно все устроить по вашему вкусу. Что касается внутренней отделки, то она может также содержать как элементы старинного декора – лепнину, мозаику, роспись стен, позолоту, витражи, так и вполне современные элементы дизайна.

Заказав у нас строительство дома замка, вы получите качественно выполненное воплощение вашей мечты. В сказке жить можно, более того – проживание будет комфортным и доставит много удовольствия и поводов для гордости владельцам дома в таком оригинальном архитектурном решении. Наши специалисты выполняют работу под ключ. Все, что требуется, озвучить пожелания и утвердить проект. Дальше – наша забота. Клиент курирует и принимает каждый этап работы и осведомлен обо всех необходимых нюансах.

Сегодня собственный замок – это не просто фантазия, а возможность, которую вполне реально воплотить в жизнь. Современный дом с рыцарским характером станет надежным оплотом вашей семьи в динамичной жизни мегаполиса. В доме, построенном в средневековом стиле, всегда приятно встречать дорогих гостей. Дома по архитектуре напоминающие замки по настоящему начинают входить в моду только сейчас, поскольку именно в наше время появляться ценители непревзойденной классической архитектуры. В старину жить в замке могли себе позволить, только самые известные и богатые люди. А сейчас жить в собственном замке может каждый желающий, вне зависимости от статуса.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Особенности

Готика слишком самобытна и обладает настолько характерными особенностями, что ее невозможно спутать ни с одним другим вариантом оформления. Этот стиль не получится воспроизвести, используя лишь подходящие отделочные материалы или элементы декора. Здесь важны все детали:

  • Здание обязательно основу – своеобразный каркас, который помогает распределить нагрузку таким образом, чтобы постройка казалась величественной и в тоже время можно было снизить ее массу. Эта часть постройки выделяется и состоит из ребер по бокам здания, особенных деталей, соединяющих углы в виде полуарок и арочного элемента, расположенного по центру.
  • Арочные конструкции присутствуют в любой подобной постройке и имеют заостренный верх. Стрельчатые окна дополняют композицию.
  • Окна большие, часто удлинённой формы и сделаны в виде витражей. В центре дома располагается окно круглой формы – так называемая «роза». Оно сегментировано на множество симметричных частей, заполнено витражными вставками.
  • Главный вход в виде портала выделяется своей формой – арочный проем многократно повторяется, постепенно уменьшаясь. Повторение одинаковых по форме элементов создает ощущение большей высоты поема, чем есть.
  • Двери массивные, кованые и углублены во входной портал.
  • Очень большое количество наружного декора. Как правило, это скульптурные композиции и барельефы.

Все эти признаки характерны для готических построек средневековья и в современном мире получили несколько изменений. Никто не станет украшать свой дом скульптурами, относящимися к религии без особенной нужды. Однако, стиль понравился многим и немного видоизмененный используется довольно часто.

Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры

Приоритеты в архитектуре XIX века сильно изменились: если раньше главными зданиями были соборы, монастыри и замки, то в новую эпоху символами городов стали здания государственных учреждений – парламенты, сенаты, ратуши (городские советы). Эти здания строились по самой последней моде, чтобы подчеркнуть их значение.

Вестминстерский замок

Законодателем стиля снова стала Англия. Точкой отсчёта стала полная реконструкция здания парламента в центре Лондона. Лучшие архитекторы – Пьюджин и Бэрри, построили новое здание в новом готическом стиле. Дальше, стиль начал активно распространяться и в других европейских городах.

Венская ратуша, главный холл, неоготика 19 века

Готическая каркасная система здания (с распределением нагрузки на колонны) и роскошные сводчатые потоки оказались драгоценной находкой для интерьеров парадных залов общественных зданий. В прошлые века подобные конструкции применялись только в храмах.

Крупнейшие постройки:

  1. , даты реконструкции 1840-1860, Англия, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  2. Манчестерская ратуша, 1863-1877 гг., Англия;
  3. Венгерский парламент в Будапеште, строительство 1885-1904 гг;
  4. Венская ратуша, строительство 1872-1883 гг, Австрия;
  5. Городской музей в Брюсселе (Дом короля), Бельгия, здание было реконструировано по чертежам XV века;
  6. Эвантс-Холл, здание университета в Оклохоме, США.

Характеристики данного направления стиля такие же как для неоготики в целом. Ниже, представлены некоторые фото зданий, перечисленных выше.

Неоготика XIX века. Дворцы, замки, жилые интерьеры

В области жилых зданий (дворцов и замков), во всей Европе доминировал стиль историзм, а готика была одним из его направлений. В оформлении фасадов готика так и не стала популярной, таких зданий нет, но с интерьерами всё было иначе. Состоятельные владельцы старых замков, когда реставрировали (или строили) свои поместья оформляли различные помещения в различных стилях. В любом богатом имении обязательно присутствовал готический интерьер в одной или нескольких комнатах.

Галерея – главный гостевой зал в замке Струберри Хилл

Первое здание, которое напомнило о красоте средневекового стиля – поместье Строуберри Хилл в пригороде Лондона. Дом построил, в конце 18 века, богатый аристократ Гораций Уолпол, который любил чудачества. Интерьер он разработал (точнее сказать придумал) сам, взяв за основу внутреннее убранство капеллы Вестминстерского аббатства и некоторых английских храмов.

Главный зал Замка де Хаар, большая гостиная

Чаще всего в неоготическом стиле оформлялось одно или несколько помещений. В замке де Хаар архитектор спроектировал большой готический холл, основой которого стала планировка католического собора. Большое пространство в центре было окружено несколькими уровнями галерей (клуатров), украшенных резными орнаментами и скульптурами.

Крупнейшие постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , 1892-1812 гг., Нидерланды
  3. , 1849, Англия
  4. , 1846-1858 гг., Чехия
  5. , 1874-1878 гг., Индия, пример смешения английской неоготики с индийскими архитектурными традициями
  6. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., Россия

Общие признаки: 1) только несколько комнат в здании оформлялись в готическом стиле; 2) вместо традиционной каменной резьбы применялось дерево или другие альтернативные дешёвые материалы; 3) традиционные католические элементы отделки были переработаны на светский манер, благодаря чему появилось много новых вариантов декора; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья – , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Декор современного готического интерьера

  • Чтобы не перенасытить интерьер характерными для готического стиля деталями, не стоит увлекаться многочисленными украшательствами. Уравновесьте пространство.
  • Если окна украшены витражами – портьеры не нужны. Однако можно витражами оформить межкомнатные двери, фасады мебели, тогда окна задекорируйте плотными тяжелыми занавесями на кованых либо массивных деревянных карнизах.
  • Однотонные стены могут быть дополнены шпалерами либо гобеленами – картины готика не приемлет. Сюжеты гобеленов лучше найти в средневековой тематике – рыцари, замки.
  • Обивка мягкой мебели – дорогие ткани: парча, бархат. Цветовую гамму лучше подбирать темную – бордовый, темно-синий, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры.
  • «Готическая роза» сама по себе уже является средством стилизации, и расположение ее на фасадах шкафов, камине – это элемент декора.

Вычурные и утонченные предметы будут уместны в готической гостиной – все должно подчеркивать высокий статус хозяев: скульптуры из камня, фигуры, вырезанные из дерева или слоновой кости, статуэтки из металла, кованые элементы мебели, массивные подсвечники.

Учитывая, что в условиях современного жилища сложно добиться полного стилевого соответствия, лучше выбрать лишь некоторые, характерные для готики элементы. Они создадут эффект роскоши, не перегружая пространство.

Выбор цветовой гаммы

Готический стиль в интерьере предполагает использование насыщенных тёмных оттенков. Выбор цветового решения зависит от индивидуальных предпочтений жильцов.

Обычно готика ассоциируется с глубокими оттенками темной цветовой гаммы. Готика в интерьере общественных мест допускает сохранение основных характеристик, но для оформления жилого помещения преимущественно темный интерьер не очень подходит.

  • С помощью разнообразных материалов, используемых для отделки определенных частей комнаты, можно разделить помещение на функциональные зоны.
  • Допустимо использование для основной отделки жилого помещения нейтральной цветовой гаммы, которую можно дополнить характерным для готического интерьера декором.
  • Смешение готики с другими направлениями позволяет создать уютную и комфортную обстановку в жилом помещении. Типовые планировки квартир в основном подходят для частичного применения основных элементов готики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий