Стиль барокко в архитектуре

Стиль барокко: происхождение и развитие

Любая историческая эпоха сопровождается значимыми изменениями в жизни человечества, начиная с политических и религиозных воззрений и заканчивая архитектурой и нематериальными ценностями. В шестнадцатом столетии в Европе ослабевает былое могущество католической церкви и происходит укрепление светской власти. Знать делает все, чтобы избежать окончательного коллапса, и решает утвердиться в глазах горожан весьма оригинальным способом. На помощь приходит искусство, способное удивить и поразить: стиль барокко в архитектуре является своеобразным продолжением построек Ренессанса, но в плане изящества и роскоши находится на ступень выше. Иллюзия власти создавалась чрезмерным обилием золотого цвета и витиеватыми лепными узорами.

Изначально стиль барокко зародился в Италии и за несколько десятков лет распространился по Франции, Голландии, Англии и Испании. Любопытно, что в каждой стране он приобретал национальные черты. Талантливые скульпторы и архитекторы в кратчайшие сроки разрабатывали проекты, по которым возводились колоссальные сооружения. В Англии барокко являлся своеобразным продолжением классицизма, в Италии он наблюдается как во внешнем, так и во внутреннем убранстве дворцов, а во Франции было заметным слияние двух стилей. Прошло несколько столетий, а величественные постройки до сих пор продолжают радовать глаз горожан и туристов. Облюбовав стиль барокко в интерьере или архитектуре, люди все чаще решаются приукрасить свои апартаменты в соответствии с его чертами.

Стиль барокко -архитектурные элементы

Стиль барокко легко узнать по объектам малой архитектуры, используемым для оформления сада. Это самый простой и быстрый способ привнести в композицию свойственный этому направлению шарм и добавить эффектные акценты.

К объектам малой архитектуры относятся металлические павильоны, беседки, балюстрады, каменные вазоны, постаменты, скульптуры, полуколонны, многоярусные фонтаны. Из предметов садовой мебели особенно эффектно в саду смотрятся скамьи самых разных форм. Они могут быть литыми, коваными, комбинированными, с резными деталями. Размещенная в конце дорожки или возле живой изгороди, банкетка наполнит укромный уголок сада атмосферой волшебства. Особенно если по бокам разместить горшечные растения, а на самой банкетке положить несколько вышитых подушек.

Стиль барокко не обходит вниманием и садовые водоемы. Подчеркивающими роскошь элементами декора станут классические круглые пруды с расположенными по центру фонтанами, многоярусные каскады, водоемы со скульптурными изображениями

Мотивы барокко помогут удачно обыграть даже самую скромную лестницу при помощи кадочных растений или окруженного самшитовой рамкой цветника.

Черты и особенности стиля

Для направления барокко присущи контрастность образов и их динамичность, совмещение иллюзорных форм и реальности, великолепие композиций. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон.

Тенденции вычурности и напыщенного богатства также можно проследить еще в стиле Викторианской эпохи.


Кариатиды, атланты и маскароны

Интерьер

В моду барочного интерьера широко входят необычные композиции ассиметричных рисунков декора, изображения вогнутых и выпуклых форм. Четко выражены вертикальные линии колон и членений горизонтального типа, что присуще еще и колониальному стилю.

На фото представлен один из ярчайших примеров интерьера в направлении барокко.


Интерьер в стиле барокко

Мебель

Мебель в стиле барокко – уникальное произведение искусства, поэтому она использовалась чаще всего для создания интерьерной композиции помещения. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Очень популярны были громадные кровати с нарядными навесами, с которых струились вниз красочные покрывала

Гостиным помещениям во времена барокко уделялось особое внимание – в шикарных залах принимали гостей и устраивали балы


Мебель в стиле барокко

Оформление стен

В интерьере барокко использовалась настенная роспись. Высокие мраморные стены были покрыты крупными многоцветными изображениями, дополненными обильной позолотой и фресками на потолках. А картины невероятных размеров и обрамленные богатыми рамами (с позолотой или лепниной), довершали общую композицию невероятного великолепия.


Классическое представление барокко в современном интерьере

Оформление полов

Мраморный пол служил гармоничным контрастом общему интерьеру гигантских залов. Он оформлялся в виде плиток, расположенных в шахматном порядке. Цветовая палитра не отличалась особенным разнообразием – использовались однотонные цвета. На фото выше можно и просмотреть, как оформлялись полы в стиле барокко.

Живопись

К характерным особенностям становления живописи в барочный период относятся:

  • Броская цветовая палитра.
  • Динамичность композиции.
  • Пышность «плоских» форм.

Яркие примеры картин эпохи барокко можно наблюдать в творчестве Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых на пути в Египет», «Призвание апостола Матфея»).


“Страшный суд”, Рубенс

Архитектура и ее представители

Отличительными чертами архитектуры барокко стали текучесть криволинейных и сложных форм, а также невероятный размах стилистического пространства. Изобилие скульптурных творений декорируют фасады здания церквей и соборов.

Неоценимый вклад в области архитектуры внесли:

  • Донато Браманте – основоположник барочного зодчества.
  • Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана – архитекторы раннего периода барокко.
  • Франческо Брромини – представитель радикального зодчества.
  • Сантино Солари – создал первый барочный собор в Зальцбурге.


Архитектура барокко

Скульптура


Лоренцо Бернини

Органически присущей частью искусства барокко являлась скульптура. Самым знаменитым скульптором 17-го столетия был признан Лоренцо Бернини. Его наиболее популярные работы на мифологическую тематику:

  • Плутон (бог подземного царства), похищающий Прозерпину.
  • «Экстаз святой Терезы» – алтарная группа, расположенная в одном из храмов Рима.
  • Аполлон (бог света), преследующий нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.

На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. Именно этот материал преобладал при создании скульптур, а для большей реалистичности с хрустальной срезкой и стеклянными глазами.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Освещение

Трудно представить себе барочный потолок без хрустальной люстры по центру. Можно разместить даже несколько люстр в одном помещении если, к примеру, форма его сильно вытянута. Лучше если они будут многоярусные, сложные, с большим количеством хрустальных подвесок и позолоты.

Простенки можно украсить различными бра, а на столиках, подставках и каминах разместить декоративные подсвечники на несколько свечей.

Бронза, хрусталь, стекло, камень или его имитация – материалы для изготовления светильников в стиле барокко. Пусть роскошь множится, отражаясь в зеркалах. Света должно быть много!

Отделка углов и стен

Углы дома в стиле барокко могут украшаться натуральным камнем, но чаще для этого применяют полиуретановые плиты угловой формы (русты) с толщиной стенок 3-5 см. Перед их монтажом поверхность стены очищают от пыли и грунтуют, затем намечают места расположения рустов.

Крепить декор начинают снизу, проверяя горизонтальность строительным уровнем. В качестве фиксатора выступает монтажный клей. Его наносят на плиту толстым слоем и распределяют гребенчатым шпателем. Смазанным клеем рустовый камень прикладывают к стене и прижимают на несколько секунд. Если проступили излишки смеси – их сразу же удаляют.

Последующие камни крепят аналогично, оставляя между элементами зазоры в 3-6 см. Схема расположения декоративных элементов может быть различной – прямой, шахматной, переменной. Разница между ними состоит в размере используемых рустов и их положении относительно друг друга.

После высыхания клея декор укрепляют. Для этого по поверхности рустов распределяется клеевая смесь для пенополистирола, затем углы усиливают перфорированным профилем, вдавливаемым в раствор. Поверх  наносится дополнительный слой клея и накладывается армирующая сетка. Ее слегка утапливают в раствор, излишки смеси снимают шпателем. Когда клей полностью высохнет, поверхность ошкуривают и обрабатывают водостойкой грунтовкой.

Окрашивание стен и декоративных элементов – последний этап оформления фасада в стиле барокко. Все поверхности очищают и грунтуют, затем наносят в 2 слоя красящие составы на водной основе. При этом лучше пользоваться валиком, применяя кисть только в труднодоступных местах.

Работы начинают с окрашивания стен. После их высыхания, по периметру декоративных деталей наклеивают малярную ленту и наносят на них краску, начиная с верхних элементов. На этом оформление фасада можно считать законченным.

Дом в стиле барокко может стать роскошным дворцом, настоящим семейным поместьем. Но чтобы результат не разочаровал, нужно подходить к его проектированию и дизайну интерьера очень ответственно, учитывая все стилевые особенности и не жалея средств на качественные материалы.

Роль церкви. Контрреформация

Историк классического искусствоведения Джулио Карло Арган (Италия) назвал время итальянского барокко «культурной революцией во славу идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики начинают церковно-политическое движение − Контрреформацию.

Визуально представить власть и могущество могло только искусство, с помощью которого можно ошеломить, привлечь внимание, заинтересовать. Простым церквям протестантов противопоставляют католические храмы, украшенные богатой позолотой, орнаментом, величественными лестницами

Собор святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане − образец нового стиля. Прототипом для церквей итальянского барокко считают римскую церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesu), построенную по дизайну Джакомо да Виньола (Il Vignola).

Барочная живопись: игра света и тени

Мастера эпохи барокко, Караваджо, Тьеполо, братья Карраччи, Питер Пауль Рубенс, искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные сюжеты, жизнеутверждающие портреты и аллегории.

В XVII веке парадный портрет был призван подчеркнуть благородство и величие заказчика, поэтому на нем, как никогда раньше, изобиловали роскошь, пышность и цветистость, а главный герой, подобно памятнику, нередко представал в полный рост.

Нельзя не отметить, что в европейском искусстве барочная живопись явилась вершиной реализма. Художники, преуспев в создании реалистического портрета, стали изображать людей более эмоциональными, яркими, динамичными.

Самым известным живописцем эпохи барокко, вне всякого сомнения, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Именно ему, «единственному подлинному копиисту натуры», принадлежит открытие главной манеры стиля — яркое освещение сцены из темноты, знаменитое тенебросо. В дальнейшем этот прием, ставший общей чертой живописи барокко, широко использовали его последователи. Что касается музыки, то барочный стиль проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти и, безусловно, Иоганн Себастьян Бах.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

На рубеже XVI в.

На рубеже XVI века в Испании преобладал простой и строгий классицизм, во многом напоминавший архитектуру эпохи Возрождения, лишенную своих основных форм и геометрии. Этот стиль достиг своего зенита в творчестве Хуана де Эррера (1530-97), в честь которого и назван стиль – Эррериан. Самой известной работой Эрреры, несомненно, является Большой Королевский Дворец Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал недалеко от Мадрида для Филиппа II (1556-98). Эррера унаследовал комиссию, когда Хуан Баутиста де Толедо, первоначальный архитектор Филиппа II умер в 1567 году, вскоре после его начала. Эррера модифицировал и увеличил первоначальный план и переупорядочил фасады, чтобы создать почти идеальный геометрический синтез между планом и высотой. С духом Контрреформации, охватившей Пиренейский полуостров, к середине семнадцатого века барочные черты начали дополнять здания, в противном случае характерные для эррерианской традиции. Однако уникальное испанское проявление барокко началось в творчестве Хосе Бенито де Чурригера (1665-1725) и его братьев Хоакина (1674-1724) и Альберто (1676-1750). Они инициировали (и дали свое имя) «Чурригереск», плотную форму украшения, которые доминировали в испанской архитектуре на протяжении большей части восемнадцатого века. Он был использован для драматического эффекта в середине восемнадцатого века западного фасада Касас-и-Нувоа и башни собора Сантьяго-де-Компостела,

Башни собора Сантьяго-де-Компостела

один из крупнейших и старейших церковных зданий Испании. Чурригереско представлял собой своеобразную испанскую интерпретацию барокко, которое часто рассматривалось как вдохновленное его мавританской архитектурной родословной. Другим источником была местная архитектура Латинской Америки. После того как первые конкистадоры высадились на Американском континенте в конце XV века, золото потекло обратно в Испанию; здания, созданные из этих материалов, в некотором смысле отражали в своей архитектуре происхождение денег, которые платили за их строительство. Гораздо более определенной тенденцией было распространение барокко на запад, к новым испанским владениям через Атлантику, в такой же степени религиозное, как и имперское, если не более того. Огромное количество барочных церквей, которые были построены в Латинской Америке в течение восемнадцатого века, представляли собой цель конкистадоров принести то, что они считали духовным спасением для коренного населения Латинской Америки.

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ БАРОККО

Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв.

Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля – казались недосягаемыми. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.

В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519- 1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.

То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля — плоское тело, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто это всего лишь видимость, а на самом деле – ничто иное, как множество пульсирующих центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.

Правда, законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко. В конце XVI – начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все… и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем…

Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету! Две эпохи, два мировоззрения. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610 г.:

Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.

Но эта эстетика уже не согласовывалась с «Божественным идеалом» искусства Рафаэля, это было нечто иное, искусство, получившее позднее название Маньеризма.

Человек

Люди эпохи барокко считали естественным поведением проявление бесцеремонности, дикого невежества и даже самодурства. Женщины придерживаются безукоризненной белизны кожи и очень дорожат ею. Они украшают свои головы замысловатыми прическами и появляются в высшем обществе в элегантных туфельках на невысоких каблучках.

Олицетворением мужского идеала становится “джентельмен” – образ спокойной, мягкого, уравновешенного мужчины. Усы и бороды теперь сбривают, напудривают парики, пользуются парфюмом. Споры между представителями сильного пола проявляются в дуэлях.

Бог представляется людям не как спаситель человеческих душ, а как Величайший Архитектор, сотворивший мир подобно часовому механизму.

В столицах европейских государств открываются научные сообщества и многочисленные Академии наук. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием “Математические начала натуральной философии”, а также открывает “Закон всемирного тяготения”. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии “Система природы”. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Начинается период открытия новых земель и парусники невероятных размеров путешествуют по просторам мировых океанов.

Символы литературы: искатели удивительных приключений и предприимчивые путешественники (Барон Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Гулливер). Нормой в художественной лексике считаются иносказания.


Иллюстрация “Путешествия Гулливера”

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Основные особенности

Эстетический и интеллектуальный кризис маньеризма, вкупе с религиозным и политическим кризисом, связанным с контрреформацией, вызвали критику классических канонов и форм выражения, повысив роль фантазии, оживив чувство нового и жажду иллюзии.

Факторы зрелищности: цвет, свет, динамика форм

Особенности барокко:

  • поиск хроматических и светотеневых эффектов,
  • композиционная динамика,
  • богатство декора и разнообразие используемых материалов (стукковая лепнина, бронза, полихромный мрамор),
  • иллюзионистическая сценография с перспективой и рисованной архитектурой, которые придали убедительную оправу темам
    триумфа, апофеоза и аллегориям,
  • градостроительная систематизация, рассчитанная на создание целостного образа города,
  • предпочтение волнистых линий, даже в планах церквей.

Архитектурное пространство мыслится органично целостным; перспектива – сценографическим приемом иллюзии; здания открыты непрерывному диалогу с городской средой или с окружающим ландшафтом; скульптура всегда сохраняет динамичную связь с пространством, которое ее хранит.

В этих главных аспектах уловима глубокая связь нового стиля с исторической реальностью, в которой он зародился и развивался. Абсолютные монархии (Испания и Франция) и папство, сделавшее ставку на контрреформацию, вносили строгие, императивные категории в определение каждой формы в дворцовой или церковной постройке. Утвердилась типология однонефных, пространственно цельных храмов.

Виньола

Образцом служила римская церковь Иль Джезу, построенная по проекту Якопо Бароцци, или Виньолы (Виньола, 1507 – Рим, 1573).

Он был и теоретиком архитектуры, и действующим архитектором, активно строившим в Риме (с 1549) и для клана Фарнезе (Вилла Фарнезе в Капрароле, 1559-1573), и для Ватикана, став руководителем работ на вилле Юлия III, а с 1565 г. и на строительстве Сан-Пьетро.

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

МениныДиего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

МедузаКараваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Воздвижение Креста ГосподняПитер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Девушка с жемчужной серёжкойЯн Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

Возвращение блудного сынаРембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

АвтопортретАнтонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

ДанаяРембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

Смерть МарииКараваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Три грацииРубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Вид ТоледоЭль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Особенности фасада дома

Для начала рассмотрим основные черты, которые используются для создания внешнего вида дома. Современные проекты домов в этом стиле ориентируют на использование извне только некоторых отдельных элементов. Ведь воспроизвести здание точь-в-точь как в средние века будет очень дорого и неуместно. Особенно, если дело касается обычного жилого дома.

Фасад дома напоминает о средневековых временах. Главной изюминкой здания в стиле барокко стали арочные окна.

Отделка фасада из натурального камня в серо-бежевых тонах — правильный выбор для стиля барокко.

Итак, для внешней отделки фасада обычно используются многочисленные колонны. Очень функционально их делать на крыльце и веранде. Так они будут выполнять не только декоративную, но и свою прямую функцию — поддерживать определенные конструкции.

Окна в стиле барокко сделать очень сложно. Во-первых, здесь абсолютно неуместно ставить современные пластиковые стеклопакеты. Во-вторых, даже деревянные рамы потребуют сложной отделки. Чтобы создать имитацию данного стиля, необходимо будет вокруг рам сделать лепнины при помощи специального раствора — без этого здание не будет смотреться так, как нужно.

Деревянные оконные рамы в доме, выполненном в стиле барокко.

Старинный дом в стиле барокко.

Что касается цветовой гаммы фасада, то используется три цвета: коричневый, белый и серый. Можно использовать и черный цвет. Все это можно как совмещать, так и использовать всего один или два оттенка. Главное в отделке фасада — рельефность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий