Архитектурные элементы фасада здания

Материал изготовления

Элементы фасада здания должны выполняться из легких материалов. Это нужно для того, чтобы изделия были легкими по весу и не давали большой нагрузки на строение.

Также, важно, что б изделия производились из неорганических материалов, чтобы деталь декорации не подвергалась негативному воздействию со стороны плесени и климатических проявлений. Как правило, такие детали изготавливают из

Как правило, такие детали изготавливают из

  1. Полимербетона. Изготавливается на основе полимерных связующих. У него хорошая морозоустойчивость и сопротивление к влаге. Внешне он похож на камень и часто применяется в отделке кирпичных домов.
  2. Пенопласта. У этого материала хорошая стойкость к грибам плесени, он не реагирует на температурные перепады. Большой плюс- минимальная стоимость элементов декора.
  3. Пенополиуретана. Декор из такого материала не впитывает воду и является теплоизолятором. Детали из него можно окрашивать или штукатурить. При этом внешне детали очень похожи на гипс, но при этом легче по весу.
  4. Литьевого гипса. Этот материал уже имеет свою историю применения, наглядные примеры и заслужил почетное место в декоре фасадов. Гипс способен противостоять климатическим условиям, он не горюч, легко краситься.

Сегодня большей популярностью пользуются современные материалы, так как они заметно дешевле гипса. Кроме того, у гипса есть серьезный недостаток: при изготовлении одинаковых по размеру элементов декора, изделие из гипса будет весить больше, чем из современного материала. Хотя, по присущим качествам они практически идентичны.

Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада

Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.

  1. Гипс – минеральная осадочная порода естественного происхождения. Один из древнейших материалов, применяемых для изготовления архитектурных элементов фасада. Гипс пластичен и очень податлив в своей мягкой форме, но вместе с тем украшения и лепнина из него обладают большой массой и стоимостью. Размещать декоративные элементы из гипса можно только при наличии очень прочного фундамента и стен.

    Консоль, украшенная лепниной из гипса

  2. Стеклофибробетон – композитный материал, в котором основной частью выступает цементный раствор, а связующей – стекловолокно. В результате получаются легкие и при этом прочные декоративные элементы для стен и проемов. При этом по сравнению с гипсом лепнина и консоли из стеклофибробетона обладают лучшей стойкостью к атмосферным воздействиям.
  3. Полимербетон – смесь различных горных пород со смолами и полимерными компонентами. В результате получается легкий и прочный материал, который внешне может воспроизводить текстуру натурального камня.
  4. Полиуретан и пенополистирол – используются для производства очень легких и недорогих декоративных изделий. Стоит отметить, что при наличии некоторых навыков и инструментов сделать такие изделия можно самостоятельно. Монтаж архитектурных элементов фасада, изготовленных из пенополистирола и полиуретана, также не представляет большой проблемы. Подробнее с этим процессом вы можете ознакомиться в следующем разделе статьи.

Декоративные элементы из пенополистирола

Фасад городских зданий

К фасадам городских зданий и объектов применяются особые требования. Имеется отдельный закон, который введен с целью сохранить уникальность и неповторимость внешнего облика города. Такое заключение включает в себя целый паспорт для оформления фасада зданий.

Фасад библиотеки в Южной Кореи

Любое изменение в фасаде здания, должно быть, узаконено, а в паспорте прописаны все технические требования о нужном исходном состоянии фасада. Такой закон утвержден и призван, чтобы сохранить внешний облик города и его исторический вид, нарушение данного закона, несет за собой административную ответственность, предупреждения и соответствующие штрафы.

От А до Б

Антаблемент – по сути это балка, перекрытие пролета, иногда служащая завершением стены .
Она состоит из трех частей – архитрав, фриз и карниз. Является несомой частью и все ее составные элементы в каждом из ордеров, будь то ионический, дорический или коринфский, имеют различные пропорции, которые определяются исходя из параметров колонны. Сочетание антаблемента с колоннами является главным признаком классического стиля. После Ренессанса антаблемент стал появляться отдельно от колонн в качестве завершения верхней части стены. Если применяются пилястры или полуколонны, антаблемент выписан вокруг них. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Например, без фриза антаблемент считается неполным, без архитрава он облегченный.

Арка представляет собой перекрытие проема криволинейного типа, расположенного в стене, или пролета, находящегося между двумя опорами (это могут быть как колонны, так и опоры моста). Это криволинейный брус, который создает боковой распор при отделке фасада. Арка может быть полуциркульная – если есть сечение полуокружности, стрельчатая – если состоит из двух арок, которые сходятся под углом, лучковая – если дуга менее полуокружности, и многолопастная – когда используется сочетание нескольких небольших арок.

Архивольт – обрамляет арочный пролет и выделяет его из стены. Это чисто декоративный элемент, с успехом применяемый при отделке интерьеров и фасадов. Так же в роли архивольта может выступать архитрав из лепнины или криволинейная тяга, которая окаймляет наружную поверхность арки или оконного проема .

База – это нижний элемент колонны или пилястры, служащий их основанием.

Балюстрада – лестничное ограждение, которое может использовать на балконах и террасах. Обычно он небольшой по высоте и состоит из фигурных столбцов, на которых сверху положены перила или балки.

Балясины – как раз относятся к балюстраде и являются теми самыми невысокими столбцами, которые иногда могут быть украшены резным декором . Они поддерживают ограждающие перила.

Общие положения

Ответ на вопрос, как чертить фасад здания, мы начнем с перечисления общих для всех строительных чертежей и схем требований.

Терминология

  • Все строительные чертежи получаются проектированием определенного вида здания на плоскость.
  • Собственно чертеж фасада дома — это его фронтальная проекция на плоскость, расположенную параллельно фасаду .
  • Проекция среза здания в продольной или поперечной плоскости — это, соответственно, продольный или поперечный разрез.
  • Если на бумагу переносится горизонтальный срез здания, его принято называть планом. В зависимости от того, на каком уровне срез выполнен — это может быть план подвала, первого этажа и так далее.
  • Вид сверху на участок, включающий здание или группу зданий и сооружений, принято называть генеральным планом.
  • Наконец, независимо от того, какой объект изображен — подвал детского сада, фасад промышленного здания, фасад коттеджа, фасад кафе или туалет на дачном участке — все эти изображения имеют общее название: архитектурно-строительные чертежи.

Несмотря на распространение электронных носителей, чертежи обязательно распечатываются на бумаге.

Нормативные документы

Разрезы, планы и чертежи фасадов зданий должны быть выполнены в общей системе ЕСКД (единой системе конструкторской документации). Ее стандарты определяются ГОСТ 2.301-68 — ГОСТ 2.307-68.

Что именно регламентируется?

Форматы листов всех чертежей.

Важно: требования к формату подразумевают определенные соотношения сторон самого листа, а не рамки чертежа

  • Масштабный ряд изображений.
  • Толщину линий.
  • Наименование элементов изображения.
  • Чертежные шрифты.
  • Методы изображения на чертежах различных предметов.
  • Графические обозначения различных материалов.

Масштабы при составлении генеральных планов объектов могут применяться следующие:

В чертежах фасадов и планов используются, разумеется, и более крупные масштабы.

Масштаб 1:1 может быть применен при переносе на бумагу карнизов сложной формы и других мелких элементов. Впрочем, это скорее исключение. Масштабы увеличения в архитектурно-строительном черчении не используются.

Правила выполнения чертежей

Чтобы правильно выполнить своими руками чертежи фасадов домов, планы этажей и прочие архитектурно-строительные схемы, нужно придерживаться довольно жестких правил.

  • Толщина основной линии должна быть одинаковой для всех деталей чертежа, выполняемых в одинаковом масштабе. Исключение — чертежи разрезов: видимые линии контуров могут быть вычерчены тонкой линией.
  • Наименования, заголовки и обозначения в поле чертежа могут писаться без наклона. А вот размеры и прочие надписи на стрелках пишутся наклонными, с углом относительно основания строки около 75 градусов.
  • Общее количество размеров на чертеже должно быть, как и подсказывает здравый смысл, достаточным для проведения строительных работ. При этом допускается дублирование одного и того же размера на разных элементах изображения.
  • Размеры проставляются в миллиметрах без обозначения единиц измерения. Однако уровень над грунтом проставляется в метрах с точностью до третьего знака после запятой.

Традиционно все размеры на чертежах указываются в миллиметрах. Правило не абсолютно; но другие единицы измерения должны быть указаны в примечаниях.

Внимание: допустимо указывать размеры и в сантиметрах при условии, что единицы измерения оговорены в примечании к чертежу. И в этом случае единицы измерения не указываются отдельно

Требования

Любые проектные документы, в том числе и представляющие фасад дома, выполняются с учетом требований, сформулированных в нормативных документах.

Нормируется:

  • размеры листов, на которых выполняются чертежи;
  • масштаб;
  • размер и вид шрифтов;
  • вид наносимых линий;
  • методы, применяемые для обозначения различных материалов;
  • графические значки, при помощи которых изображаются отдельные детали здания.

Масштабы

Вряд ли кому-то придет в голову изображать на бумаге фасад даже небольшого дома в натуральную величину. Как правило, чертеж фасада жилых домов изображается в масштабе 1 : 100. При проектировании промышленных зданий могут использоваться масштабы 1 : 200 или 1 : 400.

Для изображения отдельных элементов, которые могут украшать фасад, может применять масштаб 1 : 50, в редких случаях отдельные элементы изображают в натуральную величину.

Виды современных фасадов

Экстерьер, который не имеет дополнительной декоративной отделки может быть:

  1. Кирпичный.
  2. Деревянный.
  3. Каменный.
  4. Бетонный.

Название «мокрый фасад» относится к отделке, для которой использовались различные растворы и смеси:

  • Оштукатуренный.
  • Плиточный.
  • Отделанный природным или искусственным камнем.

Есть еще и сухой вид, когда применяется облицовка с помощью каркаса и крепежей:

  • Фиброцементными плитами.
  • Плиткой из природного камня.
  • Блок-хаусом или вагонкой.
  • ПВХ-панелями и пр. сайдингом.

По такой технологии создается навесной вентилируемый фасад — это фасад что крепится к наружным стенам с помощью каркаса и имеет небольшой зазор между стеной дома и фасадной отделкой.

Архитектурные элементы стен фасада

Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.

Основные элементы декоративной отделки фасада

Пример того, как выглядел дом до установки декоративных элементов и после

Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.

Карниз под крышей

Карниз между этажами

Цокольный карниз. Как правило, он снабжается отливом

Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.

Угловой руст

Розетка – круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.

Розетка

Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов

При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям

Фреска на фасаде дома

Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.

Барельеф в современной архитектуре

Горельеф

Арка – сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.

Арка

Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.

На этом изображении филенки располагаются под окнами

Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения

Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.

Пример использования консолей

Балюстрада – ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.

Балюстрада

Готика

Теперь давайте шагнем с вами в следующий период истории Европы – средневековье. Многим людям он представляется чем-то мрачным и страшным. Но именно он дал миру удивительный стиль – готический.

Однако готика – с точки зрения современного искусствоведения – единственный европейский стиль, имеющий совершенно своеобразную систему форм, новое понимание организации пространства и объемной композиции. В ней нет ни капли подражания кому-либо и чему-либо – в отличие от искусства Возрождения, которое является ни чем иным как возвращением к античности. Готика сложилась как искусство религиозное, христианское по духу и тематике. Оно было соотнесено с вечностью, с высшими, иррациональными силами. Особое место в искусстве готики занимал собор – образец особого синтеза архитектуры, скульптуры, живописи (витражей) и музыки. Вертикальное и динамичное устремление его башен и сводов, ряды стройных столбов создавали впечатление неудержимого движения ввысь, которое усиливалось мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок.

Внутреннее пространство собора было озарено многоцветным сиянием витражей, что создавало особую, таинственную и вместе с тем необыкновенно радостную атмосферу. Все это оказывало сильное эмоциональное воздействие на человека, призывало и его самого устремиться к высшему и прекрасному.  ( см. раздел Готика в картинах )

фото: www.wm-painting.ru

Список источников

  • planken.guru
  • delovoy-kvartal.ru
  • www.wm-painting.ru

Оконные и дверные проемы и их составные элементы

В этих элементах конструкции любого здания используются следующие компоненты декора:

  1. Сандрик. Небольшого размера карниз, который раньше использовался для защиты от дождя, но сегодня выступает независимым декоративным типом.
  2. Наличники. Часть оформления окон, которая выполняется в виде фигурных накладок, часто сделанных из профилированных планочек.
  3. Замковый камень. Используемый над окнами и арками элемент кладки, выполненный в виде клина или пирамиды.
  4. Тимпан. Часть стены, выполненная в виде углубления над аркой либо же окном.
  5. Анфилада. Несколько идущих друг за другом элементов разделения пространства, таких как помещение, двор и т. д. Так как они идут по одной линии, то визуально создается ощущение интересной повторяющейся конструкции.
  6. Портал. Элемент архитектуры, который выступает центральным входом в помещение, на сцену.
  7. Роза. Часть готического стиля, выраженная в виде крупного окна круглой формы, которое по всей площади разделяется на секторы с помощью фигурного переплета.

Ампир

Ампир преобладал в архитектуре (и вообще в искусстве) в течение трех первых десятилетий XIX века. Он был последним этапом эволюции классицизма в истории Европы. Под влиянием имперского духа классицизм изменил изящную простоту форм на монументальную выразительность.

Так же как и классицизм, ампир ориентируется на образцы античного искусства. Но он впитывает в себя только некоторые его черты, характерные для имперских амбиций Рима, который нуждался в наглядных иллюстрациях своей мощи. Основные элементы ампира: монумент, массивные портики, военная эмблематика в оформлении фасадов и интерьеров: воинские доспехи, лавровые венки, орлы. Отражая египетские походы Наполеона и открытие древнейшей культуры египтян, ампир включает в свой арсенал созвучные ей мотивы: массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованных сфинксов.

Ампир охватывает не только архитектуру. В этом стиле выполняются росписи потолков и стен, посуда, мебель и другие предметы интерьера.  ( см. раздел Ампир )

Фасадная отделка – от проектирования и производства декоративных элементов до сдачи проекта

Создание красивых фасадов зданий требует тщательной проработки деталей, скрупулезной работы над всеми элементами

В этом вопросе важно всё: и качество материалов, и грамотная реализация проекта. Восстановление декоративных фасадных элементов требует знаний в области стройматериалов, квалифицированного подбора каждой детали

Мы работаем без посредников, осуществляя контроль на каждом этапе проекта. Компания «Ортост-Фасад» производит качественный фасадный декор для архитектурного обновления сооружений. В процессе производства используются только качественные материалы, обеспечивающие долговечность декоративных элементов.

Различные элементы оформления придают фасаду оригинальность, делают его визитной карточкой всего строения

Поэтому следует уделять особое внимание наружному обустройству фасада, исходя из специфики задачи, руководствуясь требованиями заказчика. При реализации масштабных проектов мы тесно сотрудничаем с архитекторами, стремясь максимально точно воплощать в жизнь их задумки

Сотрудничество с нами – это неизменное качество, услуги профессионалов высокого уровня и четкое соблюдение сроков. Заключая контракт с нашей компанией, заказчик получает следующие гарантии:

  • Долговечность конструкций. Это является залогом того, что каждый архитектурный элемент на фасаде сохранится на десятки лет. Независимо от условий эксплуатации, декоративные элементы не потеряют презентабельного вида.
  • Внешний вид готового фасада будет полностью соответствовать утвержденному проекту. Декорируя фасад здания, мы используем материалы, соответствующие международным стандартам качества и безопасности.
  • Высокая квалификация сотрудников, опыт работы с крупными объектами и доступные цены. При обработке и реконструкции фасадов мы выполняем все виды работ – от разработки и согласования чертежей до монтажа, что позволяет оптимизировать расходы компании-заказчика на реализацию проекта в целом. В стоимость будут включены цены на работы по составлению проекта, производству, установке конструкций и деталей и все сопутствующие расходы.

Мы предоставляем своим заказчикам комплексные услуги по изготовлению и монтажу деталей любой сложности. Конструкции разнообразных форм и стилей, декоративные элементы помогут создать стильный облик любого дома и здания. Эффектные наружные элементы помогут гармонично вписать объект в архитектурный ансамбль, подчеркнуть его предназначение и специфику.

Высокая квалификация нашей команды специалистов помогает справляться с масштабными и сложными задачами. Монтаж архитектурных элементов объектов различного назначения производится в строгом соответствии с проектом. Мы работаем с серьезными проектами и гарантируем нашим клиентам выполнение заказа в срок и на высшем уровне.

Собственное производство элементов отделки помогает избежать накладок и выполнить работу в максимально сжатые сроки. Тщательный контроль на каждом этапе и слаженная работа специалистов высокого уровня — вот гарантии того, что проект будет сдан точно в срок.

Элементы на фасадах зданий требуют ответственного подхода, особенно когда дело касается корпоративных проектов или проектирования объектов регионального и государственного назначения. Наша компания гарантирует реализацию таких задач на самом высоком уровне, с соблюдением требований к качеству и безопасности. В этом разделе также представлены примеры проектов, где наружная отделка выполнена нашей компанией.

Оставить свой вопрос или направить нам информацию вы можете через форму обратной связи

Называем части зданий правильно

Представляем небольшой словарик, который поможет в ситуации, когда мы обычно говорим: «Смотри, какая красивая штука!». А для большей наглядности подобрали в качестве примеров здания из Петербурга

Конха Это перекрытие в виде полукупола над полукруглой частью здания – апсидой (где находится алтарная часть в церкви) или нишей.

Ризалит Часть здания, выступающая за пределы фасада по всей высоте. Любимый прием барокко наряду с раскреповками.

Кессоны Элемент в виде углубления на своде, куполе или арке, обычно квадратной или прямоугольной формы. Могут иметь как практическое, так и чисто декоративное значение.

Рустовка Так называют облицовку фасада грубыми камнями, что помогает добиться большей выразительности поверхности. Особенно популярным этот прием был в эпоху Возрождения, поэтому часто встречается в архитектуре неоренессанса.

Пилястра Элемент стены в виде плоской колонны. Часто имеет базу и капитель.

Раскреповка Декоративный прием, при котором часть карниза (или стены) выдвигается вперед или назад. Очень часто такой прием вы встретите в архитектуре барокко.

Бифорий Окно, состоящее из двух арок, разделенных колонкой. Такие окна часто встречаются в средневековой архитектуре: романской, готической, византийской. В XIX в. его активно использовали в архитектуре эклектики (например, в неорусском стиле).

Сандрик Декоративный элемент над окном, обычно в виде фронтона – треугольного, лучкового или фигурного.

Тимпан Внутреннее пространство фронтона – треугольного завершения фасада. Тимпан часто украшали скульптурными рельефами (вспомните греческие храмы).

Другие архитектурные термины с иллюстрациями

Вот еще некоторые понятия, широко используемые в архитектуре:

  1. Портик. Галерея крытого типа, крыша которой лежит на колоннах. Между колоннами могут быть установлены арки.
  2. Эркер. Элемент помещения, который выступает из плоскости стены и имеет крупные окна. Чем-то напоминает балкон.
  3. Готика. Период развития готической культуры — времена 13 – 14 веков.
  4. Гусек. Элемент архитектурной декорации протяженного типа, который отличается многослойным поперечным сечением.
  5. Колоннада. Продолжительный ряд из множества колонн, которые имеют одно общее перекрытие.
  6. Валюта. Красивый декор в виде завитка на верхней части колонны или стены.
  7. Известь. Важнейший строительный материал, придающий изделиям белоснежный цвет.
  8. Крабб. Элемент готики, изображенный в виде каменных цветков, почек и листочков.
  9. Ризалит. Элемент или часть здания, которая выступает над площадью фасада и достигает таким образом самого верха постройки.
  10. Плинфа. Особого сорта кирпич, отличающийся тонкостью и высокой степенью отжига.
  11. Столп. Под этим термином подразумевается колонна или башня.
  12. Неф. Помещение вытянутой продольной формы, которое ограничивается по сторонам рядами колонн.
  13. Акант. Стилизованное изображение листьев растения аканту.
  14. Арка. Элемент перекрытия криволинейной формы над проходом, дверью, воротами.
  15. Аркада. Ряд из полностью аналогичных арок, которые опираются на столбы или колонны.

И это далеко не все, чем богата сфера строительства.

Назначение

Архитектурные элементы не только несут в себе декоративную функцию. Они позволяют гармонично вписать строительный объект в любое пространство, визуально изменить линейные размеры. Так, для визуального увеличения строение в высоту, инженеры используют колонны. Стремясь вверх, они словно поднимают здание на несколько метров. А вот арки, напротив, способны «расширить» объект, придав ему основательности и солидности.

Сочетание арок и колонн (здание в Италии)

Именно декоративная фасадная отделка помогает придать объекту завершающий штрих, выгодно выделить его на фоне других строительных объектов, задать ему нужный стиль (современный модерн, готический замок, барокко или рококо).

Это целое искусство – правильно подобрать нужный элемент, гармонично вписать в проект. Любой декоративный нюанс повышает коммерческую стоимость дома, улучшает эксплуатационные характеристики, защищает от внешнего воздействия (влажности, перегрева, проникновения плесени и т.д.), позволяет гармонично вписать объект или выделить на фоне остальных зданий.

Декор для фасада

Элементы фасада здания: изготовление декора и монтаж

Наша компания предоставляет целый спектр услуг для корпоративных клиентов. Команда высококвалифицированных специалистов за короткий срок выполнит проект наружного декора на зданиях в строгом соответствии с требованиями заказчика. Гарантией отличной реализации проектов выступает целый ряд факторов:

  • высокая квалификация и опыт сотрудников, что позволяет выполнять рабочую документацию зданий;
  • использование современных высококачественных материалов в производстве и монтаже;
  • большой опыт работы с корпоративными заказчиками, тесное сотрудничество и консультации в течение всего времени работы над фасадом.

Брутализм и Хай-Тек

В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – брутализм (от англ. ‘brutal’ – грубый). В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс.

Очень распространенным стилем последних десятилетий XX века стал хай-тек (high-tech). Это стиль высоких технологий, своего рода противоположность брутализма. Брутализм можно с достаточной точностью назвать лоу-теком (low-tech), стилизацией низких технологий. В отличие от него, хай-тек крайне аккуратен, изыскан и утончен. Он прежде всего ассоциируется с обилием стекла в сочетании с металлическими конструкциями. В архитектурную композицию зданий хай-тек активно включает элементы их инженерного оборудования: воздуховоды, трубопроводы, вентиляционные шахты.

Облик хай-тековского здания приобретает «технотронный» вид за счет использования различного рода аксессуаров. Излюбленный металл этого стиля – алюминий. В оформлении интерьеров его нередко используют в сочетании с деревом. (См. раздел. Хай-тек в живописи и Хай-тек, минимализм и техно в интерьере)

интерьр в стиле Эклектика, фото: www.wm-painting.ru

Функционализм

Первым в строю современных архитектурных движений нужно поставить функционализм (в советской России у него было иное название – конструктивизм). Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека.

Функционализм распространился подобно модерну на весь предметный мир – на мебель, одежду и даже на книжную графику. Он объявил современное ему состояние архитектуры смертельной болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать «больше жилплощади за те же деньги».

Функционализм ставит человека в центр процесса проектирования. Однако, отнюдь не конкретную личность, а человека вообще, как некое биологическое и социальное существо. Функциональная составляющая зданий должна прежде всего определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы).

Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм, отказ от декорирования и стремление к минимальной обработке поверхностей. Очень сдержано функционализм относится и к введению цвета в архитектуру.

Функционализм – это движение за минимизацию буквально всего, что окружает человека – от фасадов до интерьеров и моделей одежды. Приверженцы функционализма были своего рода романтиками – простоты, пользы и свободы от наследия прошлого. Но, увы, отвергая обязательные нормативы классических архитектурных форм, функционализм приходит к созданию собственной весьма единообразной художественной формы. И рецепт этой формы предлагается (скорее даже навязывается) во всех случаях, независимо от диагноза. Круг замкнулся, и функционалисты оказались в той же ловушке, из которой сначала совершали побег.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий